Белоруссия

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

БЕЛОРУССИЯ (в 14—17 вв. — Белая Русь), историческое название Республики Беларусь. В 10 — нач. 12 в. — в составе Киевской Руси (кн-ва Полоцкое, Турово-Пинское и др.), в 13—14 вв. — в составе Вел. кн-ва Литовского, с 1569 — Речи Посполитой. В результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) в состав Рос. империи вошли земли Вост. Б. с гор. Витебск, Гомель, Могилев, Полоцк, Центр. Б. с гор. Борисов, Минск, Пинск, Слуцк и Зап. Б. с гор. Брест-Литовск (совр. Брест), Гродно, Новогрудок. 1 янв. 1919 образована БССР. Зап. Б. по Рижскому договору отошла к Польше. С 1922 БССР — в составе СССР. В нояб. 1939 Зап. Б. присоединена к БССР. 19 сент. 1991 БССР переим. в Республику Беларусь (Декларация о гос. суверенитете).Евреи появились на белорусской земле, по одной из версий, в кон. 10 — нач. 11 в. Так, Х.Зоненберг пишет: «...город Брест основан приезжающими купцами. Между купцами были и евреи... Евреи остались на месте развивать и увеличивать город, а другие плыли дальше» ([[Зоненберг [[Х. История города Брест-Литовска. 1016—1907. По достоверным источникам и правдоподобным умозаключениям. Варшава, 1908, с. 8). Археолог Нарбут и нек-рые нем. летописцы считают, что евреи пришли в Б. и Литву в 1-й пол. 12 в. первоначально из Киева, откуда были изгнаны за тайные сношения с греками. Историк и этнограф И.Ярошевич упом. найденный в 18 в. в Лидском у. на еврейском кладбище надгробный камень, датированный 1170 (Живописная Россия, Литовское и Белорусское Полесье. Репринт. воспроизв. издания 1882 г. Минск, 1993, с. 16).В сер. 14 в. евреи жили в Бресте, Гродно и др. белорусских городах. Изв. грамота кн. Гродненского и Трокского Витовта, выданная брестским евреям 24 июня 1388 в Луцке, к-рая регулировала порядок рассмотрения судебных дел между христианами и евреями, а также между самими евреями. Дела последних рассматривались в спец. еврейских судах согласно еврейскому праву. Евреи имели равные с другими права. Так, христианин за уголовное преступление против еврея карался, как за преступление против шляхтича. В актовых книгах Литовской Метрики имеется привилегия кн. Витовта, выданная гродненским евреям 18 июня 1389, по к-рой определялись границы поселения гродненской еврейской общины, а синагога и кладбище освобождались от уплаты податей. Документ разрешал гродненским евреям наравне с мещанами заниматься торговлей и ремеслами, готовить и продавать разного рода напитки с уплатой в казну определенной подати. Привилегия 1389 разрешала им свободную торговлю мясом оптом и в розницу, а также пахотными землями и сенокосами.До 1495 в Вел. кн-ве Литовском было всего 5 городов с оседлым еврейским населением. В источниках впервые упом. как еврейские города: Брест (1388), Владимир-Волынский (1388), Гродно (1389), Луцк (1388), Троки (совр. Тракай) (1388). В ряде др. нас. пунктов евреи проживали в этот период только временно: Дрогичин (1487), Каменец (1465), Кричев (1494), Минск (1489), Новогрудок (1445).Сохранились описи (1552—56) ряда экономий: брестской, гродненской, кобринской и пинской. Судя по этим описям, в Бресте было 90 еврейских домов (от общего числа 746 домов — 12%), в Пинске — 43 (6,5%), в Кобрине — 27 (12%), в [[Новом Дворе — 16 (14%), в Клецке — 6, в Городце — 4. Наконец, в 3 небольших местечках Брестского у. в среднем было по 4 дома (3,5%). В 1569 евреи упом. в Новогрудке, Дворце, Индуре, Слониме, Мстибове, Витебске, Полоцке.Александр Ягеллон (с 1492 вел. князь литовский, с 1501 король польский), все более запутываясь в долгах и не имея возможности избавиться от кредиторов-евреев, обнародовал указ, по к-рому в 1495 изгнанию подверглись евреи Бреста, Гродно, Трок, Луцка, Владимира-Волынского и др. В 1503 Александр разрешил евреям вернуться, возвратив им отчужденное имущество, с тем, однако, условием, чтобы они возместили новым владельцам этого имущества затраты на приобретение и хоз. устройство недвижимости.Вел. князь и король Жигимонт I Старый (1506—1548) укрепил правовое положение белорусского еврейства законодательными актами: освободил евреев от обязанности выставлять на войну тысячу всадников, уравнял их в податном отношении с мещанами, предоставил свободу торговли и ремесел, защитил от произвола воевод, старост и их наместников. Нуждаясь в деньгах для войны с Москвой, Жигимонт в фискальных интересах централизовал власть над евреями и назначил в 1514 обер-раввином всех евреев Вел. кн-ва Литовского таможенного откупщика Ицхока-Михла Юзефовича, предоставив ему широкие полномочия. Ввиду невозможности совмещать две функции — сборщика податей и раввина — Юзефовичу было предоставлено право держать при себе помощником раввина.В 1-й четв. 16 в. наиб. состоятельными еврейскими общинами на терр. Б. были общины Бреста, Гродно и Пинска. По статуту Вел. кн-ва Литовского 1529 убийство шляхтича, еврея или горожанина каралось смертной казнью, а семья убийцы обязана была уплачивать семье пострадавшего пеню. В 1551 белорусские евреи получили право избрания раввинов. Раввин Бреста Мендель Франк титуловался «королевским чиновником», а еврей Шлойме Израилович был назначен депутатом при Виленском воеводстве. Наиболее знатные евреи в офиц. документах обычно титуловались «панами». Подобно шляхтичам, евреи носили при себе сабли, цепи и кольца с изображением гербов. Статут 1566 предписывал евреям носить желтые шляпы или шапки, а женам их — повойники из желтого полотна. Евреи не могли избираться членами Литовской рады, назначаться на гос. должности. Они не вправе были владеть крепостными и холопами (христианами) и нанимать христианок-кормилиц.Одно из названий евреев Вел. кн-ва Литовского, к-рое относится гл. обр. к литовским и белорусским евреям, — литваки. Уроженец Воложина израильский историк Хаим-Гилель Бен-Сасон датирует возникновение отд. литвацкого субэтноса нач. 15 в. По мнению М.А.Членова, к литвакам относили евреев Литвы, Белоруссии, зап. районов совр. Брянской, Смоленской и юж. районов Псковской обл. России. Долгое время еврейские историки не выделяли литваков из общности польских евреев и употребляли это название в геогр. смысле. И.Сосис оставил после себя распространенный впоследствии термин «литовско-белорусское еврейство».От других еврейских этногр. групп литваки отличались особыми признаками быта, обычаев, своим сев.-вост. диалектом яз. идиш. По мнению лингвиста и просветителя У.Вайнрайха (1926—1967, сын М.Вайнрайха), история еврейского языка на терр. Б. ведет к началу поселения евреев в Вел. кн-ве Литовском, т. е. не позднее 14 в. Вайнрайх считает район Брест — Новогрудок — Гродно колыбелью белорусского идиша, на формирование и оформление геогр. строя к-рого оказал влияние белорус. яз. и его диалекты. Оперируя историко-фонетич. критериями, еврейская диалектология определила белорусский идиш как сев.-вост. диалект, к-рый охватывал как Б., так Литву и Латвию (Б. наделена особым традиц. еврейским назв. — Райсн, старый еврейский термин — Литэ включает не только терр. этногр. Литвы, но и Б.). Отмечается существование специфич. черт сев.-вост. идиша в фонологии, грамматике и лексике.Своеобразие и нек-рые отличит. черты «литовских» евреев отмечал еще польск. хронист 16 в. Матей из Мехова. Анализируя интеллектуальное и нравств. состояние литвацкого еврейства, особенности религ. мировоззрения и менталитета, изв. ученые-этнографы 19 в. трактуют литваков как отчетливо отличит. часть еврейства. В 19—20 вв. термин «литвак» стал синонимом слова «миснагед» (противник хасидизма). Это связано с незначительным, в отличие от Б., распространением хасидизма в Литве.Общая численность еврейского населения на терр. Вел. кн-ва Литовского в сер. 16 в. достигла 20 тыс. чел., а к 1628 — ок. 40 тыс. По подсчетам белорус. историка З.Ю.Копысского, в городах и местечках Б. евреи составляли от 2 до 10% населения. Во время Ливонской войны после захвата Полоцка в 1563 рус. войсками по приказу Ивана Грозного в Зап. Двине было потоплено все еврейское население города (300 чел.), к-рое отказалось принять христианство.Гл. ярмарки Вел. кн-ва Литовского проходили в этот период в Зельве, Копыле, Сельце. Еврейские сеймы собирались в Бресте, Пружанах, Сельце, Хомске. Наряду с заселением евреями частновладельч. земель шло преобразование несамостоят. поселений в юридич. общины с кагальной организацией. Высш. органом еврейского самоуправления являлись ваады — съезды раввинов и кагальных представителей. Ваад коронных, или польских, евреев существовал в 1580—1764, Литовский ваад — в 1623—1764. В 1580—1623 в сессиях Коронного ваада принимали участие и еврейские общины Вел. кн-ва Литовского.В 1623 в Бресте собрался первый Ваад глав белорус. и лит. общин, маршалком (пред.) к-рого до своей смерти состоял брестский раввин Меир Валь, сын легендарного польского «короля» Шауля Валя.Еврейское население пострадало во времена «хмельнитчины» и последовавших за ней рус.-польск. войны 1654—67 и польско-шведской войны 1656—60.В 1676 в Б. проживало ок. 32 000 евреев, в 1766 — 157 250, в т. ч. в Витебском воеводстве — 11 959, в Новогрудском — 21 101, в Минском — 13 422, в Мстиславльском — 2615, в Виленском — 26 977, в Трокском — 33 738 евреев.«Столицей» евреев Литвы и Б. в 14—18 вв. считался Брест, где в 1784 проживало 3175 евреев (по другим данным — 3353). В Вильне (совр. Вильнюс) в это время проживал 3381 еврей, в Гродно — 2255, в Минске — 1396, в Пинске — 1350 евреев. Евреи составляли значит. процент всего гор. населения Б.После первого раздела Речи Посполитой в составе России оказалось ок. 100 тыс. белорусских евреев. Сенатским указом 1775 было узаконено существование кагалов. По представлению ген.-губернатора З.Г.Чернышева евреи в Б. были выделены в особую податную и сословную единицу, их особо заносили в поголовную перепись в городах, местечках, селах и деревнях, где производились ревизии. В 1783 пр-во признало право евреев, записавшихся в купечество, участвовать в общем гор. самоуправлении, избирать и быть избранными наравне с христианами в члены магистрата, ратуши и гор. судов. В кон. 18 в. в Б. начал распространяться хасидизм (любавичское, слонимское, карлин-столинское и др. направления).Вскоре все евреи Б. вошли в черту оседлости. По спец. указу Екатерины II от 23 дек. 1791 еврейское население удерживалось в границах его расселения. 23 июня 1794 была узаконена расширенная черта оседлости. Евреям разрешалось «отправлять купеческие и мещанские промыслы» в губ.: Минской, Полоцкой (Витебской), Могилевской и др.; Днепр по двум его берегам сделали центр. рекой «еврейской» территории.Немалое число белорусских евреев приняло активное участие в Отеч. войне 1812 на стороне рус. армии. Евреи были разведчиками и поставщиками продовольствия. В 1812—13 при Гл. квартире продвигавшейся на Запад рус. армии находились 2 белорусских еврея: Зундель Зонненберг из Гродно и Лейзер Диллон из Несвижа. Сопровождая квартиру и за пределами России, они выполняли, при содействии кагалов, поручения по удовлетворению нужд армии и вместе с тем хлопотали по еврейским делам. Зонненберг и Диллон именовались то депутатами от «еврейского народа», то депутатами «от кагалов». С призывом поддержать пр-во в борьбе с Наполеоном выступил лидер белорусского хасидизма Шнеер-Залман из Ляд.В кон. 19 — нач. 20 в. на терр. Б. периодически вспыхивали судеб. процессы, в к-рых евреев пытались обвинить в ритуальном употреблении крови христианских младенцев (Сенненское дело 1799, Гродненское дело 1816, Велижское дело 1822—24 и др.).Общинное самоуправление в Б., как и во всей России, было ликвидировано в 1844. Первая для евреев школа 1-го разр. (низшая) была учреждена в 1847 в Минске.В 1863 процентное отношение евреев ко всему населению губ. составляло: в Виленской — 11,6%, в Витебской — 9,1, в Гродненской — 11,1, в Минской — 9,8, в Могилевской — 13,3, всего по 5 губ. — 11%. В 1864 в Виленской губ. проживало 102 тыс. евреев, в Витебской — 68 тыс., в Гродненской — 80 тыс., в Минской — 103 тыс., в Могилевской губ. — 120 тыс. евреев.В 1897 евреи составляли 17,28% всего населения Гродненской губ., 15,77% — Минской. Всего в Виленской, Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской губ. евреи составляли 13,8% населения. В Витебске проживало 34 440 евреев (52%), в Бресте — 30 260 (65%), в Гродно — 22 684 (48%), в Минске — 47 652 (52%), в Пинске — 21 065 (74%), в Слуцке — 10 264 (77%), в Могилеве — 21 547 (50%), в Гомеле — 20 385 евреев (55%).В 5 белорус. губ., по данным переписи, численность еврейского населения в городах и местечках составляла 55,9%, в т. ч. в городах — 53,9%, в местечках — 58,9%. Среди самодеят. населения Сев.-Зап. края, без членов их семей, на долю евреев приходилось в пром-сти 56,5%, в торговле — 88,6%, в сел. х-ве — 1%, на ж. д. — 2,2%, в средствах связи — 1,7%, в извозном промысле — 65,6%, прислуга, поденщики — 18,6%.В кон. 19 в. 25—38% евреев в ряде городов и местечек Б. жили за счет благотворительности, многие (гл. обр. еврейская беднота) были вынуждены выехать в США и др. страны. В 1897—1917 из Виленской губ. выехало 53 тыс. евреев, из Витебской — 47 тыс., из Гродненской — 73 тыс., из Минской — 91 тыс., из Могилевской — 53 тыс. евреев.Представители разл. еврейских социалистич. групп в окт. 1897 собрались в Вильне и основали «Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России» (Бунд). Белорусские евреи приняли активное участие в создании и деятельности этой орг-ции. В кон. 1901 в Минске состоялся съезд «Поалей Цион».Летом 1903, когда произошел еврейский погром в Гомеле, еврейская молодежь города впервые в истории еврейских погромов в России сумела создать самооборону и успешно отразить натиск погромщиков. Участники этой самообороны, переселившись в Э.-И., положили начало второй алии и основали орг-цию «Га-Шомер».Волна еврейских погромов прокатилась по городам и местечкам Б. в 1905: Минск, Белосток (дважды), Копысь, Брест, Орша, Лоев, Речица, Полоцк, Ветка, Краснолуки, Сураж.В Б. существовали кр. иешивы в Воложине, Мире, Слониме, Слуцке, Любавичах. Сюда стекалась еврейская молодежь из мн. стран мира. В 19 в. в Б. получил распространение хасидизм, представленный любавичским, карлин-столинским, слонимским движениями. В 1917 в Минске было 83 синагоги, в Могилеве — 50, в Бобруйске — 42, в Витебске — 30, в Гомеле — 26.В период 1-й мир. войны евреев Б. обвиняли в шпионаже, в «немецкой ориентации». В зоне боевых действий рус. артиллерия разрушила до основания мн. небольшие города и местечки; вслед за артиллерией разгром довершали пехота и казачьи части. В мае 1915 был издан приказ о выселении евреев из приграничных Ковенской, а также части Гродненской и Сувалкской губ. Летом 1915 прошли еврейские погромы в прифронтовой полосе — в Гродненской, Ковенской, Виленской, Минской и Волынской губ.После Февр. рев-ции все еврейские партии вышли из подполья. В результате свободных выборов пред. гор. думы Минска стал чл. Бунда А.И.Вайнштейн. На выборах в Учредит. собрание в Минской губ. за сионистов проголосовало 65 400 чел., за Бунд и меньшевиков — 16 270. Сионист Ю.Бруцкус был избран деп. Учредит. собрания. В Минске начали издаваться неск. еврейских газ.: еженед. «Дос идише ворт», ежедн. «Дер векер», легальная сионистская газ. «Дер ид».В 1918—21 белорусские евреи стали жертвами погромов со стороны польск. войск, отрядов С.Н.Булак-Балаховича, банд грабителей, отд. частей Кр. Армии. В 1918—21 на терр. Б. было учинено 225 погромов, в т. ч. частями Директории — 5, польск. войсками — 18, отрядами Булак-Балаховича — 47, др. бандами — 155. В результате, по неполным данным, погибло ок. 1100 чел.После восстановления сов. власти на терр. Б. все еврейские изд., кроме бундовской газ. «Дер векер», были запрещены. В июне 1919 комиссариат по еврейским делам Наркомнаца обнародовал решение о роспуске еврейских общин и потребовал сдать ему их имущество. После освобождения Минска от польск. войск 11 июля 1920 в Б. перестала существовать еврейская община как представительская единица еврейского населения. Началось закрытие синагог, микв, хедеров, иешив, преследование раввинов, моэлов, шохетов, меламедов.В 1920-е гг. в результате новой экономической политики была разрушена хоз. структура еврейского местечка на терр. БССР. Десятки тысяч бывш. ремесленников и торговцев лишились не только пост. заработка, но и гражд. прав.В 1924 в БССР проживало 447 667 евреев. 36,3% еврейского населения жило в окружных городах, 30,7% — в местечках и 33% — в сел. местности. В 1926 в БССР проживало 407 тыс. евреев, что составляло 8,2% населения республики и 15,7% всего еврейского населения СССР.29 авг. 1924 През. ВЦИК постановил учредить особый К-т по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ). На съезде еврейских крестьян БССР (1928) отмечалось, что в республике уже числилось 7915 семейств — до 40 тыс. земледельцев, и только за посл. 3 года в БССР землеустроилось 1867 новых еврейских семейств. В это же время в БССР насчитывалось 170 еврейских с.-х. кооперативов — 40% всех с.-х. коллективов БССР. Евреи-земледельцы БССР обрабатывали 53 тыс. га пашни и 50 тыс. дес. мелиорированной земли.В 1920—30-х гг. в БССР было 4 гос. языка (белорус., рус., идиш, польск.). Число местных советов в БССР, языком к-рых был идиш, составляло в 1927 — 20, в 1932 — 31. В 1931 в БССР было 10 судов, разбиравших дела на идише.В 1924—25 в БССР работало 87 нач. и 42 семилетние школы с обучением на идише, в к-рых занималось 19 тыс. уч-ся, в 1926—27 нач. школ — 147, семилетних — 53. В школах обучалось 24 тыс. уч-ся. В 1921 в Минске и Витебске, в 1925 в Гомеле были открыты еврейские пед. техникумы. В 3 пед. техникумах занималось ок. 500 студентов. В БССР работали еврейские отд-ния рабфака БГУ, витебского рабфака, кафедра еврейского яз. Горецкой с.-х. академии, еврейское отд-ние пед. ф-та БГУ, еврейская секция этнолого-лингвистич. ф-та БГУ, еврейский зоотехникум в Минске, еврейское отд-ние Витебского худож. техникума. В 1930-х гг. имелись еврейские секции на социально-экономич. и лит.-лингвистич. ф-тах Высш. пед. ин-та в Минске, еврейское отд-ние ист.-лит. ф-та Витебского пед. ин-та. В кон. 1930-х гг. еврейское образование в БССР было фактически ликвидировано.В июле 1924 был учрежден еврейский Ин-т белорус. культуры, в дек. 1928 преобразованный в еврейский сектор Белорус. Акад. Наук. В 1932 на базе сектора создан Ин-т еврейской пролетарской культуры.В 1926 в Минске осн. Белорус. гос. еврейский т-р (БелГОСЕТ), к-рый возглавил М.Ф.Рафальский, в 1929 — еврейская хоровая студия (55 певцов) под рук. комп. Самуила Полонского.В БССР издавались ежемес. лит. журн. «Штерн», двухнед. журн. «Дер юнгер арбетер», ежедн. газ. «Октябер», пионерская газ. «Дер юнгер ленинец». В 1927 в Минске вышло 15 книг на идише, в 1928 — 36, в 1929 — 55 книг.После Рижского мирного договора за Виленским, Новогрудским, Полесским, б. ч. Белостокского воеводства, вошедшими в состав Польши, закрепилось неофиц. назв. «Зап. Белоруссия» с населением в 4,6 млн чел. (1931). Из них евреи, по нек-рым данным, составляли 10—11%. На терр. Зап. Б. действовали разл. еврейские партии и орг-ции. В системе еврейского образования функционировали школы сети «Тарбут» и «Явне», работали иешивы, велась активная религ. и культурная жизнь. В сент. 1939, после нападения Германии на Польшу, терр. Зап. Б. была присоединена к БССР. После этого на терр. Б. (в совр. границах) проживало ок. 1 млн. евреев.В период Катастрофы нацистская политика геноцида против еврейского населения Б. проводилась во всех 5 частях республики, оказавшихся под разным управлением. В 1941—45 в Б. погибло более полумиллиона евреев (по нек-рым оценкам — ок. 800 тыс.), в т. ч. ок. 50 тыс. иностр. граждан. На терр. 172 нас. пунктов было создано 184 гетто. Б. ч. узников Минского, Полоцкого и др. гетто и евреев стран Европы была уничтожена в Тростенецком лагере смерти. В тяжелых условиях гетто возникло антифашистское движение. Подпольные антифашистские группы действовали в Минском, Слонимском, Барановичском, Бобруйском, Гродненском, Брестском и др. гетто. Во мн. гетто (Несвижском, Клецком, Мирском, Лахвенском, Глубокском, Каменецком, Копыльском) накануне подготовки фашистами массовых расстрелов происходили восстания.Подавляющее большинство вырвавшихся на свободу узников гетто приняло активное участие в партиз. движении. Десятки евреев были командирами, комиссарами, нач. штабов партиз. бригад, отрядов, отд. батальонов, секр. подпольных райкомов и горкомов партии, активными членами Минского, Гомельского, Могилевского, Витебского антифашистского подполья. На терр. Б. действовали еврейские партиз. отряды. В рядах белорус. партизан и подпольщиков в 1941—44 сражалось ок. 15 тыс. евреев.После освобождения терр. Б. процесс восстановления разрушенного войной не коснулся важнейших институтов еврейской жизни. Не возобновлялась деятельность еврейских школ, не функционировала еврейская печать. На вновь учреждаемые гос. должности не назначались евреи (исключение составил [[Г.[[Б.Эйдинов). 13 янв. 1948 в Минске был убит С.М.Михоэлс. В марте 1949 СМ БССР принял решение о закрытии БелГОСЕТа. В кон. 1940-х — нач. 1950-х гг. евреи Б. вытеснялись из обществ., политич. и культурной жизни республики.В 1959 в Б. проживало 150 тыс. евреев, в 1970 — 148 тыс. (1,6%), в 1979 — 135 тыс. (1,4%), в 1989 — 111 977 евреев (1,1%).В 1970-е гг. началось движение за выезд в Израиль, к-рое возглавили бывш. военнослужащие Ефим Аронович Давидович (1924—1976), Лев Пересович Овсищер (р. 1919), Нохум Мордухович Альшанский (1917—1993). Организовывались кружки по изучению иврита, идеи противостояния антисемитизму и утверждения еврейского самосознания проводились в лит-ре самиздата.В 1989—94 в Израиль выехало 49 243 чел., в США и др. страны — 21 127 евреев.В 1988 в Б. начали создаваться новые еврейские орг-ции. В апр. 1991 было зарегистрировано Белорус. объединение еврейских орг-ций и общин, к-рое насчитывает ок. 150 еврейских орг-ций и общин (през. с 1991 Л.М.Левин). В 1993 создано Иудейское религ. объединение — ИРО (през. правления Юрий Дорн). Мин-во юстиции Б. зарегистрировало «Всемирн. ассоциацию белорусских евреев» во главе с Яковом Гутманом (центр — в Нью-Йорке).В февр. 1995 начал работу Еврейский ун-т в Минске (ректор доц. З.Пинхасик). 29 янв. 1999 на его базе создан Междунар. ин-т им. М.Шагала, к-рый вошел в состав БГУ. В 1996 основан Еврейский ун-т культуры (ректор — М.Рывкин). При ИРО создан Колледж еврейских знаний в Минске.В 1988—89 в Б. вышло 4 вып. альм. «Контакт» (на рус. яз.) под ред. Г.Хайтовича, в 1990 — бюллетень «Ренессанс» под ред. Я.Басина. В 1989—91 изд. журн. «Авив» в Бобруйске и Гомеле, с 1992 — респ. еврейская газ. «Авив» (ред. М.Нордштейн). В 1990-х гг. выходили газ. «Единство» в Гомеле и «Еврейский акцент» в Могилеве, с 1997 в Минске — газ. «Мезуза» (ред. Я.Басин) и «Хаверим» (ред. Е.Коссовская). С 1995 в Витебске изд. журн. «Мишпоха» под ред. А.Шульмана, с 1998 в Бобруйске — газ. с таким же названием. С 1997 в Минске публикуется сб. «Евреи Беларуси. История и культура» (отв. ред. И.П.Герасимова).В 1999 в Б. проживало неск. сотен тысяч евреев.Э.Г.Иоффе