ГАНЕЛИН Шолом Израилевич

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску

ГАНЕЛИН Шолом Израилевич (1894, Полоцк Витебской губ. – 1974, Ленинград), педагог. Ч.-к. АПН РСФСР (с 1947), д-р пед. наук, проф. (1943). Из семьи раввина. Окончил Виленскую частную евр. г-зию П.И.Кагана (1914). В 1915–17 учился на юрид. ф-те Петрогр. ун-та, одноврем. с 1916 преподавал на Вечерних курсах для взрослых Об-ва для распространения просвещения между евреями в России. В годы гражд. войны – пред. объединен, совета евр. трудовых школ, зав. отд. просвещения нац. меньшинств Полоцкого у., чл. През. Витебского губ. бюро евр. учительства; чл. Евр. объединен. социалистич. рабочей партии. В 1919 вернулся в Петроград. Окончил гуманитарный и внешкольный ф-ты Петрогр. пед. академии (1922). По поручению Об-ва для распространения просвещения между евреями составил на евр. яз. руководство по истории педагогики (не опубл.). В 1922–25 преподавал в Ин-те высш. евр. знаний (вел курс «Ист. основы совр. воспитания»), в 1924–72 в ЛГПИ им. А.И.Герцена, в 1925–39 – в Ин-те науч. педагогики, в 1931—47 в ЛГУ. В 1945–60 работал в Ленингр. филиале (Ленингр. НИИ педагогики) АПН РСФСР. Разрабатывал методологические проблемы педагогики, уделяя главное внимание взаимосвязи и взаимообусловленности теории и истории педагогики, дидактики и частных методик, педагогики и психологии, пед. теории и практики воспитания и обучения. Для Г. характерны синтетический подход к вопросам обучения и воспитания, ретроспективный и перспективный анализ компонентов педагогического процесса.В 20-е гг. занимался проблемами теории трудовой школы, к-рую рассматривал как строящуюся на основе соединения общего и политехнического образования, широкого использования психологии в учебно-воспитательном процессе. В кн. «Основные вопросы советской дидактики» (1929, в соавт.), осмысляя опыт педагогики первых лет советской власти, раскрыл специфику применения средств активизации познавательной деятельности учащихся в различных формах комплексирования структуры и содержания учебных курсов. Разработал оригинальную классификацию методов обучения.В 1950—60-е гг. создал целостную дидактическую концепцию, в к-рой охватил основные проблемы обучения. На основе результатов осуществлявшегося под его руководством комплексного иссл. подготовил обобщающий труд «Дидактический принцип сознательности» (1961). В нем впервые в советской педагогической литературе специально рассмотрел проблемы сознательности и воспитания мышления с формированием активности и самостоятельности учащихся, их мировоззрения; взаимосвязь принципа сознательности обучения с другими дидактическими принципами.Выступая против изолированного изучения отдельных педагогических систем, разрабатывал системно-структурный подход к историко-педагогическому материалу, стремился к генетическому анализу развития педагогической теории.Значит. место в деятельности Г. занимали проблемы истории педагогики; им совм. с Е.Я.Голантом написан один из лучших учебников по этому предмету («История педагогики», М., 1940). Пр. АПН РСФСР им. К.Д.Ушинского (1954).Соч.: Очерки по истории ср. школы в России второй половины XIX в., Л., 1950, 2 изд.; Предмет и метод педагогики, Л., 1956; Процесс обучения и его принципы, Л., 1957.