МИНСК

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

МИНСК, город, столица Республики Беларусь. Изв. с 1067. С 1104 – центр Минского кн-ва. С 14 в. – в составе Вел. кн-ва Литовского. В 1499 получил Магдебургское право. С 1569 – в составе Речи Посполитой, со 2-й пол. 16 в. – центр Минского воеводства. С 1793 – в составе Рос. империи, центр Минской губ. В 1919–91 – столица БССР.В 1766 в М. проживало 12 979 евреев, в 1847 – ок. 13 000, в 1878 – 23 500 (59,5%), в 1897 – 47 562 (52,3%), в 1910 – 43 235 (43,3%), в 1923 – 48 312, в 1926 – 53 686 (40,8%), в 1939 – 71 000 (29,7%), в 1959 – 38 842, в 1970 – 47 057, в 1979 – 46 205, в 1989 – 39 135, в 1997 – ок. 30 000 евреев.Евреи жили в М. с нач. 16 в. В 1579 король Речи Посполитой Стефан Баторий издал грамоту, предоставлявшую евреям право торговли в М. По требованию христианского населения король Сигизмунд III Ваза отменил это право, но в 1609 освободил евреев от спец. налогов, а в 1616 разрешил евреям торговать в М.; в 1629 евреи имели право владеть лавками в городе. В 1649 в М. существовали синагога, еврейское кладбище, баня; евреям принадлежали 21 участок земли и 10 лавок.В 1655, во время рус.-польск. войны, большинство евреев покинуло М. В 1658 М. вновь перешел под власть Речи Посполитой; и еврейская община была восстановлена. Евреям было запрещено жить в пределах М., они селились в его предместьях на землях, арендованных у униатов. Евреи неоднократно становились жертвами вражды между православным населением М. и униатами; в 1671 произошел погром евреев и униатов, учиненный православными гражданами М.В 1679 король Ян III Собеский грамотой подтвердил права евреев на занятие торговлей и ремеслами в М. и разрешил им владеть в городе земельными участками и домами. Судам было запрещено вызывать евреев в суд в субботу и еврейские праздники.Первым раввином М. был раби Мойше (?–1696), в 1685 им была открыта первая иешива. В 1712–42 раввином М. был Ихиель Гальприн (ок. 1600–1742), в 1744 – его сын Мойше, после смерти к-рого раввином стал Йосеф Рапопорт (?–1778). В 1778–93 раввином М. был глава местной иешивы Гершон Хариф, в 1793–1813 – Исроэль Миркиш (?–1813), в 1813–19 – Шмуэль Сегал (?–1819), в 1819–36 – Исроэль Гальприн (?–1836). В 1867 в М. действовало 11 синагог.В 18–19 вв. осн. сферы экономич. деятельности евреев М. – торговля, ремесла, сбор налогов, аренда помещичьих имений. Еврею принадлежала шляпная ф-ка.В 19 в. в М. было неск. синагог любавичских, койдановских и слонимских хасидов. В 1808 в М. открылась первая еврейская типография. В 1842 по инициативе Давида Ароновича Лурье (1811, Минск – 1873, Кёнигсберг) в талмуд-торе для сирот (осн. в 1809) были введены общеобразоват. дисциплины. В 1847 в М. была учреждена первая в России еврейская школа 1-го разряда. В 1874 в М. работали казенное еврейское уч-ще 1-го разряда и два частных уч-ща, в 1883 – талмуд-тора, еврейская муж. школа рус. грамотности, нач. уч-ще с ремесл. классом (в 1892 – 84 уч-ся), дир. – раввин А.В.Ханелес (1841, Минск – 1915, там же) – один из лидеров «Ховевей Цион» в М., в 1892–93 – одноклассное еврейское уч-ще, в к-ром обучалось 193 мальчика.В кон. 19 – нач. 20 в. в руках евреев М. была сосредоточена почти вся торговля лесом и б. ч. фабрично-заводской пром-сти. Крупнейший Кошарский машиностроит. и чугуно-меднометаллургич. з-д основан в М. в 1881 предпринимателем Н.Я.Якобсоном. В кон. 1900-х гг. т-во з-да «Якобсон и КО» объединилось с торг. домом Г.Л.Лифшица, владевшим машиностроит. з-дом («Вокзальным»), создав новое т-во «Якобсон, Лифшиц и КО». З-д имел литейный, слесарно-токарный, кузнечный, сборочный, столярный цеха, мастерскую для изготовления печных приборов. К 1913 оба з-да образовали единый производств. комплекс с годовым оборотом в 1 млн. 149, 6 тыс. руб. и общим числом рабочих в 350 чел. В 1897 инженерами И.В.Залкиндом и Г.Вильбушевичем был основан машиностроит.з-д «Технолог», где в 1913 работали 190 чел., а годовой оборот приближался к 300 тыс. руб. В 1908 пущен в действие чугунолитейный з-д «Гигант», к-рый в 1912 был реконструирован и переименован в з-д «Энергия» т-ва Ш.А.Поляка, Л.И.Дорского и Д.С.Семенюка.Евреям М. принадлежали 3 табачные ф-ки, крахмально-паточный з-д, пивоваренный, кожевенный, колбасный, обувные, кирпичные, стекольные, мыловаренный з-ды и др. Евреи владели также большинством гостиниц, магазинов (в т. ч. мебельным, оптово-розничных мануфактурных товаров, книжными) и типографиями.Евреи занимали видное место в финансово-кредитной сфере М. В 1873 в М. был учрежден Коммерческий банк, осн. капитал к-рого к 1897 составил 1 млн. руб. В 1895 б. ч. акций банка была в руках банкира Я.С.Поляка. В 1890-х гг. в М. открылось отд-ние Азовско-Донского банка (в 1908 управляющий – Д.С.Ратнер); вице-директорами отд-ния Рус.-Азиатского банка в М. были Б.Л.Фельдман и Н.И.Нисельсон. В 1907 управляющим отд-нием Сев.банка в М. был Л.М.Ароновский, в 1908 – С.С.Фрадкин. В 1916 дир. отд-ния Петрогр. междунар. коммерч. банка в М. был И.И.Бунимович, правление Купеч. общ-ва взаимного кредита возглавлял Л.В.Элиасберг, дир. гор. Кредитного об-ва был Ф.И.Горин; пред. правления Ремесл. т-ва был И.С.Волкомич, пред. Торг.-пром. об-ва взаимного кредита – С.Г.Лифшиц.В 1905–06 в М. работали одноклассное уч-ще (240 уч-ся), два 2-классных уч-ща с жен. сменой, 4-классное жен. уч-ще с приготовит. классом и бесплатными вечерними курсами, одноклассное муж. уч-ще с приготовит. классом (77 мальчиков; содержатель – Израиль Пейсахович Каплан, 1869, Тульчин – 1927, Тель-Авив), первое жен. с ремесл. отд-нием уч-ще (118 девочек). В 1905 открылись одноклассное жен. уч-ще с приготовит. классом (содержательница Каплан), бесплатная вечерняя одноклассная школа для еврейских мальчиков-ремесленников (54 уч-ся), в 1908 – жен. 2-классное уч-ще «Об-ва для воспитания бедных еврейских девочек и обучения их домоводству», субботне-воскресные курсы для взрослых евреев при первонач. муж. с ремесл. отд-нием уч-ще.После 1905 стали открываться еврейские технич. (ремесл.) уч-ща, однако преподавать в них должны были только рус. учителя. Были открыты также реальные уч-ща с еврейскими преподавателями, 3 жен. гимназии, гимназия торговли и иностр. яз., классич. гимназия. В 1913 было закрыто еврейское коммерч. уч-ще. Во избежание враждебного отношения со стороны властей к др. еврейским уч. заведениям, их руководители рекомендовали ученикам не участвовать в вечерах, посв. творчеству Ш.Ан-ского, памяти Т. Герцля, не посещать спектакли на иврите (напр., «Уриель Акоста»). В 1915 в М. работало учительское об-во, в 1916 – ремесл. уч-ще ОРТа, частное еврейское уч-ще Э.М.Хайкина, вечерние курсы англ. яз. при ЕКО, отд-ние ОПЕ.Должность ученого еврея занимали О.Я.Гурвич, затем Б.Ц.Шейндельс. Казенным раввином М. в 1859-69 был С.Минор, в 1872 – 1915 – А.В. Ханелес.Евреи составляли подавляющее большинство врачей, дантистов, фельдшеров, акушерок и повивальных бабок М., были организаторами и руководителями двух зубоврачебных и акушерской школ. В нач. 20 в. вице-през. Об-ва врачей М. был О.Л.Лунц (1825 – 1918), пред. правления Медико-хирургич. об-ва (с 1916) – Н.И.Гуревич, секр. отд-ния Рус. об-ва охранения нар. здравия – М.А.Поляк.Благотворит. работой в М. руководило Еврейское центр. благотворит. об-во. В 1909 в его систему входили еврейская больница (на 65 коек), богадельня (на 80 коек), об-ва «Линас га-Цедек», «Яд-Харуцим», талмуд-тора, об-во при муж. ремесл. уч-ще, школа домоводства, дешевая столовая. К 1914 было создано благотворит. об-во «Мишмерес хойлим».В 1910 М. посетил Шолом-Алейхем, к-рый выступил с чтением своих рассказов. В нач. 1910-х гг. в М. выходила на идише еженед. газ. «Минскер вохенблат».В 1876 в М. вольнослушателем Петерб. технологич. ин-та М.Шварцем (Рабинович-Черный) были созданы подпольные кружки и группы, пропагандировавшие идеологию и тактику народничества. В 1884-85 в М. появились рабочие кружки марксистского направления (организаторы – Э.А.Абрамович и И.А.Гурвич), к-рые насчитывали св.100 чел. В 1882 при активном участии Иегошуа-Дова Бейнинсона (1846, Бобруйск – 1931, Тель-Авив) и Шлоймо-Залмана Цукермана (1867, Сморгонь – 1927, Гедера, Э.-И.) была создана группа «Кибуц нидхей Исраэль», поставившая своей целью покупку земель в Э.-И. Представители М. участвовали в съездах «Ховевей Цион», конгрессах сионистов. С 1897 в М. существовала орг-ция Бунда (ок. 1 тыс. чел.), нек-рое время находился его ЦК. Бунд был одним из инициаторов и организаторов 1-го съезда РСДРП в 1898, к-рый проходил в М. В 1898 в квартире Евеля Шермана полицией была ликвидирована подпольная типография Бунда.В 1880-90-х гг. М. – один из центров деятельности «Поалей Цион», активным деятелем к-рого был А.Литвин. В 1901 в М. в противовес Бунду при поддержке властей была создана Еврейская независимая рабочая партия (лидеры – А.И.Чемерисский, М.Вильбушевич, Ю.С.Волин). В 1902 в М. состоялся Всерос. съезд сионистских кружков России («Минское собрание»). Депутатом от Минской губ. в 1-ю Гос. Думу был избран С.Я.Розенбаум.Во время рев-ции 1905–07 евреи М. играли заметную роль в антиправит. демонстрациях и забастовках. 5 окт. 1905 ок. 600 чл. Бунда устроили митинг в синагоге на Болотной ул., разогнанный полицией; ок. 20 чел. были ранены. В 1906 в М. действовали боевые отряды Бунда (60 чел.; 35 браунингов, 65 др. револьверов, 25 винтовок), орг-ция «Поалей Цион», в 1913 – отд-ние ССРП.В 1901–06 в М. по инициативе д-ра медицины О.Л.Лунца на средства евреев города было возведено здание Хоральной синагоги. В 1910 в М. – 52 синагоги, 3 еврейских кладбища. Раввинами М. были: в 1883-96 – Йерухам-Иегуда-Лейб Перельман (1835–1896), в 1896–1924 – его зять Э.Рабинович, с 1896 – Ицхок Рабин, с нач. 1900-х гг. по 1925 – Мендель-Лейб Левин (1872–?, Тель-Авив). В нач. 20 в. в М. действовало 6 иешив, в 1917 – 83 синагоги.Во время 1-й мир. войны численность еврейского населения М. увеличилась за счет беженцев из прифронтовой зоны; в М. находились преподаватели и учащиеся Воложинской иешивы.В апр. 1917 в М. стали выходить еженед. «Дос идиш ворт», в июне – бундовская ежедн. газ. «Дер векер», в дек. 1917 – сионистская «Дер ид». 4 марта 1917 был создан Совет рабочих и солдатских депутатов, пред. к-рого стал Б.П.Позерн. Ю.Д.Бруцкус был избран депутатом Учредит. собрания от Минской губ., А.И.Вайнштейн стал пред. гор. думы. В мае 1917 в М. был сформирован Сев.-Зап. обл. к-т Бунда (А.И.Вайнштейн, М.Я.Фрумкина, А.Д. Киржниц, А.Ю.Браун, Я.Левин, Р.О.Левит). В июле 1917 был создан к-т сионистских орг-ций М., Витебска и Могилева, в сент. 1917 прошла конф. сионистских орг-ций, насчитывавших 75 тыс. чел. 20 янв. 1918 состоялся митинг, организованный Бундом в поддержку местной гор. думы и против политики большевиков.Оккупировав М. в 1918, герм. командование разрешило евреям провести выборы в правление общины, на к-рых большинство голосов получили сионисты и «Поалей Цион». После восстановления сов. власти в М. (дек. 1918) все еврейские издания (кроме бундовского «Дер векер») были запрещены.В 1918 в М. было создано отд-ние орг-ции «Ге-Халуц», ЦК к-рого в янв. 1919 из Петрограда (совр. Санкт-Петербург) был переведен в М. Тогда же в М. прибыли руководители орг-ции во главе с И.Трумпельдором, к-рый организовал в М. отряд еврейской самообороны. В 1919 в М. действовало молодежное отд-ние Бунда (70–100 чел.). 1–3 марта 1919 в М., в помещении Еврейского коммунистич. клуба им. К.Либкнехта, состоялась 1-я конф. Еврейской компартии Белоруссии (42 дел.).8 авг. 1919, сразу после вступления в М. польск. войск, произошел еврейский погром, в ходе к-рого было убито более 30 евреев, разгромлено св. 500 еврейских домов, квартир и магазинов.С сент. 1919 начала выходить ежедн. сионистская газ. «Фарн фолк» («Для народа»), затем – ежедн. бундовская газ. «Дер Минскер векер». В 1919 в исполком Минского Совета входило 13 бундовцев.В янв. 1920 в М. состоялась конф. по избранию правления общины. Почетным през. Нар. совета (руководящего органа всех общин Белоруссии) был избран сионист д-р Хаим Хургин (1855, Минск – 1938, Тель-Авив).После освобождения М. от польск. войск (июль 1920) община была распущена. Евсекция предприняла попытку создания «красной еврейской общины» во главе с «красным раввином»; из-за сопротивления верующих попытка провалилась.В 1921 было восстановлено существовавшее ранее ремесл. уч-ще ОРТа; прошел суд над раввином Копеловичем. В 1923 «Ге-Халуц» ходатайствовал перед НКВД о легализации орг-ции (до 200 чел.). В нач. 1920-х гг. в М. велась нелег. сионистская деятельность.9 июля 1922 в М. произошел еврейский погром, поводом для к-рого стала ссора между крестьянином и уличной торговкой; было убито 2 и ранено 6 евреев, св. 100 чел. арестованы.В 1920–30-х гг. на руководящей парт., сов. и проф. работе находилось значит. число евреев. Первым секр. ЦК Компартии Белоруссии в 1928–29 был Я.Б.Гамарник. При гор. отд. образования работало Еврейское бюро. В 1922 действовала евпартшкола (40 курсантов). В 1926 евреи составляли 39% уч-ся в Строит. профшколе и 53% – в Объединенной профшколе.В 1920-х гг. в М. выходили респ. издания: газ. «Октябер» (1925-41), «Юнгер арбайтер», «Юнгер ленинец», лит. журн. «Штерн», с 1926 – науч. журн. «Цейтшрифт».В 1921 в М. было открыто еврейское отд-ние пед. ф-та БГУ. В том же году была создана еврейская театр. студия на идише во главе с М.Ф.Рафальским, преобразованная в 1926 в БелГОСЕТ. В 1923 была закрыта Хоральная синагога; здание было отдано под рабочий клуб, затем передано БелГОСЕТу.Раввином М. в 1924–34 был М.А.Глускин. В 1920-х гг. в М. начали закрывать синагоги. Иешива при поддержке Й.-И.Шнеерсона продолжала нелегально работать до кон. 1930-х гг. Нелегальной деятельностью любавичских хасидов в 1920-х гг. руководил А.-Б.Певзнер. В сер. 1920-х гг. в М. нелегально действовала молодежная орг-ция любавичских хасидов «Тиферет бахурим». В 1924, 1927 прошли аресты членов «Ге-Халуц».В 1924 был образован Еврейский отдел Ин-та белорусской культуры (ИнБелкульт), позднее – еврейский сектор Белорусской АН (БАН). В 1926 в М. действовали организованные «Ге-Халуц» кузница «Авода», слесарно-механич. мастерская «Масрер», слесарная мастерская «Тоэлет», жестяная мастерская «1 Мая». В 1920–30-х гг. в М. работали еврейский пед. техникум и отд-ние Высш. пед. ин-та (позднее – Минский пединститут им. А.М.Горького), в 1921–35 в предместье Курасовщина (ныне в составе М.) – еврейский зоотехникум. В 1932 на базе еврейского сектора БАН был образован Ин-т еврейской пролетарской культуры (закрыт в 1935). В кон. 1930-х гг. все еврейские школы, техникумы и отд-ния вузов были закрыты, мн. представители еврейской культуры, евреи – сов. и парт. работники репрессированы.