САМАРКАНД

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

САМАРКАНД, город, центр Самаркандского вилоята (Республика Узбекистан). Изв. с 329 до н. э. под назв. Мараканда (столица гос-ва Согд). В нач. 8 в. завоеван Арабским халифатом, в 9–13 вв. – под властью Саманидов. В кон. 14 – нач. 15 в. – столица империи Тимура. С кон. 16 в. – в составе Бухарского ханства. С 1868 – в составе Рос. империи, центр Зеравшанского окр. Туркестанского края, с 1887 – центр Самаркандской обл. В 1924–30 – столица УзССР, с 1938 – центр Самаркандской обл.В 1873 в С. проживало ок. 840 бухарских евреев, в 1888 – 3792 бухарских еврея, в 1897 – 4341 еврей (8%), в 1907 – 5266, в 1910 – 9595 (10,9%), в 1926 – 9159 евреев (в т. ч. 7740 бухарских, 4 грузинских) и 3 караима, в 1935 – 9832 бухарских еврея (8%), в 1939 – 7953 еврея, в 1959 – 6346 бухарских евреев, в 1970 – 12 920 евреев, в 1979 – 12 345, в 1989 – 11 742 еврея (в т. ч. 4611 бухарских евреев).По мнению нек-рых историков, евреи жили в С. с 1 в. н. э.; в 9 в. здесь возникла кр. община, упоминаемая в «Книге путешествий» Биньямина из Туделы. Евреи С. пострадали в 1220, когда войска Чингисхана разрушили город; община, по-видимому, полностью прекратила свое существование.С течением времени общинная жизнь в С. начала возрождаться. До 1830-х гг. евреи проживали в разл. кварталах города; местами захоронения евреев были участки на мусульманских кладбищах. В 1839 было заложено еврейское кладбище.В 1843 евреи С. приобрели за 10 тыс. таньга большой участок земли, на к-ром был построен еврейский квартал – махалла с центр. автономным управлением. В 1843–78 во главе махаллы стояли Моше Калантаров (1816, Шахрисабз – 1878), затем – его сыновья: в 1879–91 – Рафаэль (?–1891), в 1891–1920 – Давид (?–1922). P.M. Калантаров был также казенным раввином С. До 1870 в С. действовала одна синагога.В 1840–50-х гг. в С. поселилась группа евреев, бежавших из Мешхеда (Иран) после вынужденного перехода в ислам (в 1920–30-х гг. практически все их потомки вернулись в Иран).В 1868 C. был занят рус. войсками. Новые власти отменили почти все антиеврейские законы, в 1870 освободили общину от уплаты спец. налога. В 1870 в С. стали селиться ашкеназийские евреи. В кон. 1870-х гг. было заложено ашкеназийское кладбище.В 1880-х гг. евреи С. начали переселяться в Э.-И.; они были в числе организаторов бухарской общины Иерусалима, созданной в 1891.В 1891 в центре еврейского квартала С. была построена Большая синагога – «Гумбаз» (Купольная синагога) высотой 12 м. В 1893 в С. действовало 8 хедеров (243 уч-ся).Осн. занятиями бухарских евреев были ремесленные произ-ва, в первую очередь крашение хлопчатобумажных и шелковых тканей, кожевенное, ювелирное, золотошвейное ремесла, а также торговля. После 1888, когда ж. д. связала С. с Асхабадом (совр. Ашгабат), в городе появляются многочисл. пр-тия. В кон. 19 в. мн. бухарские евреи становятся промышленниками, банкирами, купцами 1-й и 2-й гильдий. Среди них: Абрамовы, Алишаевы, Вадьяевы, Давыдовы, Джубаровы, Ильясовы, Исахаровы, Исхановы, Калантаровы, Кусаевы, Левиевы, Мамоны, Мошеевы, Потеляховы, Рубиновы, Симхаевы, Софиевы, Фозиловы, Фузаиловы. Один из богатейших жителей С. кон. 19 в. – Моше Муллокандов (1839–1902), владевший магазинами и гостиницами. Отд-ния контор еврейских промышленников и купцов С. имелись в Ташкенте, Москве, Санкт-Петербурге. В 1909 бухарским евреям Самаркандского у. было предоставлено 386 промысловых и торг. свидетельств (6%); бухарским евреям в уезде принадлежало 136 дес. земли.В 1904 раввином бухарских евреев был Хаим Пинхасов, ашкеназийских – Зелиг Аронович Лозинский.В 1904 работало Самаркандское русско-туземное еврейское уч-ще. В 1908 Шаломо-Лев Елизаров организовал свою школу. С 1910 в талмуд-торе преподавал Яков Кайков (?, Самарканд – 1966, Израиль).В 1906 среди ашкеназийских евреев действовали сионистские кружки.Раввинами в кон. 19 – нач. 20 в. были Иосиф Ходжинов (1848, Бухара – 1924, Иерусалим), Моше Пиласов, Иосиф-Хаим Шаламов, Я.Кайков, Иския Катанов, Хизкиягу Кайков. Казенный раввин «Еврейского туземного об-ва» в 1912 – Абрам Рафаилович Калантаров. В 1900–20-х гг. один из раввинов С. – Ядидие Аллоев (1880–1934, Сталинабад). Раввином бухарских евреев в 1910-х гг. был Сулейман Ачильдаев. В 1916–51 и в 1955–66 раввин С. – Иловумани Исахарович Аминов (1892, Шахрисабз – 1966, Самарканд).В 1911 был издан приказ, по к-рому все евреи, к-рые не смогли доказать, что они действительно жили в русских владениях Туркестана до его завоевания, приравнивались к иностр. подданным и должны были покинуть С. В 1916 в С. проживало 250 евреев-чала (в 1902 – 15 семей евреев-чала).В 1917 в С. было ок. 30 синагог, в т. ч. построенная в 1906 синагога Муллокандовых (впоследствии – здание ср. школы). После Февр. рев-ции 1917 в С. были созданы еврейский культурный центр и ср. школа с преподаванием на иврите, позднее закрытая по требованию Евсекции. В 1917–20 работало потребит. об-во «Сион».В 1920-х гг. община С. оставалась самой большой общиной бухарских евреев. Почти все бухарские евреи жили в махалле (с 1926 – квартал Восток), где их численность составляла 95% населения. Действовал союз культработников еврейского квартала (пред. – Шабеков). Работала туземно-еврейская школа № 1 им. А.В.Луначарского (дир. с 1921 – Р.Фузайлов, с 1923 – Э.Фузайлов; св. 1400 уч-ся). С 1921 работал т-р на языке бухарских евреев. В 1924 действовало об-во помощи бедным и больным евреям «Эзра». В кон. 1920-х гг. работала Вторая туземно-еврейская школа им. Н.Нариманова. В 1926 три бухарские еврейки были избраны в гор. совет. В 1927 Исаак Симхович Лурье (1875, Самарканд – ?) основал ист.-этногр. Музей быта туземного еврейства (с 1931 – Еврейский музей) и Еврейское ист.-экономич. об-во.В сер. 1920-х гг. в еврейском квартале был открыт з-д по производству шелка, впоследствии ставший крупнейшим пр-тием в Узбекистане в своей отрасли. В 1926 «Ге-Халуц» организовал в С. швейную мастерскую и столярную артель. В 1926–27 ок. С. были созданы еврейские земледельч. артели «Хаят» (75 х-в), «Ахдут» (57 чел.), «Комзет» (46 х-в), «Кноат» (6 х-в) и др., а также еврейский кишлак (ок. 70 семей). Ок. С. бухарскими евреями был создан колхоз. В 1930 в земледельч. артелях, организованных ОЗЕТ, состояло 3 тыс. семей.В кон. 1920-х гг. С. – место ссылки сионистов. С 1925 выходил еженед. на языке бухарских евреев. В 1926 в С. прибыл представитель Й.-И.Шнеерсона Симха Городецкий, основавший, совм. с Элиягу-Мани Ниязовым (1895, Самарканд – 1942, там же), хедеры и талмуд-торы, в к-рых обучалось ок. 800 детей. В 1929 в С. действовала иешива, в окр. – 3 туземно-еврейские школы, 1 туземно-еврейский ликбез; работал туземно-еврейский клуб. Выходила газ. «Октябрь» на языке бухарских евреев. В С. имелось 32 синагоги. Раввином двух из них в 1933–36 был Бабаджон Аронов (1879, Бухара – 1936, Самарканд).С сер. 1930-х гг. в С. развернулась кампания, направленная на искоренение самобытной культуры бухарских евреев. Прекратилось преподавание на языке бухарских евреев, закрылся т-р. В С. осталась одна синагога. Еврейский музей был преобразован в туземно-еврейский отд. Самаркандского музея; экспонаты, связанные с религией, были изъяты. В 1938 отдел был закрыт. Позднее ликвидирован еврейский колхоз.В 1941–42 в С. прибыли десятки тысяч евреев из зап. р-нов СССР. Местная община оказывала эвакуированным евреям помощь, одним из организаторов к-рой был Э.-М.Ниязов. Любавичскими хасидами были организованы действовавшие в подполье иешива, к-рой руководил М.-М.Футерфас, талмуд-тора, хедеры. С. стал одним из центров любавичского хасидизма в СССР. В иешиве преподавали М.Рубинсон, в 1944–46 – З.-Ш.Дворкин, в 1944 в талмуд-торе – Нисон Неменов (1904, Жлобин – 1984, Париж). В 1946 большинство любавичских хасидов покинули С.В 1947 в С. действовала синагога. В обычные дни в синагоге собиралось 100–120 чел., в праздничные – 350–400 чел. Раввин И.И. Аминов исполнял обязанности шохета и моэла. В 1951–55 И.И.Аминов находился в заключении. В 1950 были арестованы и приговорены к длительным срокам тюремного заключения 15 видных членов бухарской общины, в т. ч. Нисим Давидов, Авраам Ицхаков, Хизкиягу Кайков, Авраам-Хаим Ладаев, Звулон Леваев, Габриэль Ниязов, Мордехай Пинхасов, Йохай Якубов.В 1950–70-х гг. в С. действовала одна синагога, расположенная в квартале Восток; в синагоге было выделено помещение для ашкеназийских евреев. В 1960-х гг. раввином бухарских евреев был И.И.Алаев. Раввином ашкеназийских евреев в 1960-х гг. был Элиягу Левин (?–1968). В С. имелось еврейское кладбище. В 1960-х гг. Р. Худайдатов построил в С. микву. Тогда же в С. действовала нелег. любавичская иешива. В кон. 1960-х гг. шохетом был Даниил Шакаров.B 1984 на еврейском кладбище был сооружен мемориальный комплекс в память о погибших в 1941–45.В нач. 1990-х гг. в С. был организован «Культурный центр бухарских евреев», в 1992 началось издание газ. «Шофар». В 1990-х гг. в С. открылся еврейский дет. сад. Действовали 2 синагоги (одна из них – любавичская, ул. Республиканская), миква, 2 еврейские школы. С 2005 раввин С. – представитель М.-М.Шнеерсона Ицхак Якобсон (р. 1978, Днепропетровск).В 2005 в С. проживало ок. 2 тыс. евреев.В С. род.: Я.Акилов, М.Ашеров, Б.И.Балтер, Б.А.Кимягаров, Э.М.Сагалаев, М.А.Фазылов, Р.Худайдатов, А.П.Штейн; Монаше Мишайлович Абрамов (р. 1926), историк-востоковед, канд. ист. наук (1959), зав. кафедрой Самаркандского гос. ун-та, автор более 50 работ по истории Самарканда; Виктор Львович Аранович (р. 1933), геолог, канд. техн. наук, гл. инж. Алмалыкского горно-металлургич. комб-та, Гос. пр. СССР (1985); Асаф Авраамович Ачилдиев (1898–1975, Виши, Франция), геронтолог, с сер. 1920-х гг. – во Франции, д-р медицины, основатель и рук. клиники в Виши; Шломо Борохов (р. 1941), предприниматель, обществ. деятель, с 1974 – в Израиле, в 1990–92 – исполнит. дир. Сионистского форума, с 1996 – пред. совета директоров Банка промышл. развития Израиля, пред. Израильско-Узбекистанской торгово-промышл. палаты, пред. Шашечной федерации Израиля; Абрам Иосифович Виндерман (р. 1922), шашист, мастер спорта по шашечной композиции (1967), первый в СССР междунар. арбитр (1966), автор ряда методич. изданий и книг; Ирина Александровна Винер (р. 1948), тренер, д-р пед. наук, проф., вице-през. Федерации худож. гимнастики России; Марк Семенович Дейч (1900–1937, Москва), комбриг, нач. Центр. аэроклуба, репрессирован; Юсуф (Юсуфхай) Ифраимович Елизаров (1920–1974, Ташкент), живописец, портретист, участник выставок с 1949, засл. деят. иск-в УзССР (1964); Камил Акмалевич Икрамов (1927–1989, Москва), писатель, в 1943–48 и в 1951–55 – в заключении и в ссылке, автор ист. романов и книг для детей; Маркел Израилевич Калонтаров (Калантаров, Колонтаров) (р. 1908), художник, осн. работы – пейзажи Ср. Азии, работы хранятся в разл. музеях и галереях Узбекистана и Таджикистана; Эмонуэль Маркелович Калонтаров (1932–1984, Ташкент), художник, в 1959–84 – худож. студии «Узбекфильм», реж. и худож. 1-го узб. мультфильма «Ходжа Насреддин» (1975), нар. худож. УзССР (1979); Авнер Звулонович Леваев (1928–1991, Бней-Брак, Израиль), обществ. деятель, сын З.Леваева, в 1951 за нелег. преподавание Торы арестован, в 1960-х гг. организовал на собств. средства стр-во миквы в Ташкенте, с 1971 – в Израиле, вел уроки Торы на языке бухарских евреев на радиостанции «Голос Израиля»; Авнер Муллокандов (1911–?), певец, исполнитель тадж. нар. песен, нар. арт. ТаджССР; Гавриэль Аронович Муллокандов (1900–1972, там же), музыкант, один из организаторов бухарско-еврейского муз.-драматич. т-ра в Самарканде, нар. арт. УзССР; Семен Аркадьевич Муллокандов (р. 1933), хирург, д-р мед. наук (1983), проф. (1984), полковник (1988); Михаил Сионович Софиев (1899–1965), паразитолог, д-р мед. наук (1943), проф. (1944), зав. кафедрой общей биологии и паразитологии Ташкентского мед. ин-та.В С. жили и работали И.С.Куклес, Л.И.Ремпель, Н.-Ш.Сосонкин, Ш.М.Тажер, М.Э.-Г. Шенкарь.М.М.Абрамов