ГОЛДФАДЕН

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Версия от 20:24, 11 июля 2009; Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

ГОЛДФАДЕН (Голденфодим) Авром (1840, Староконстантинов Волынской губ. – 1908, Нью-Йорк), поэт, драматург. В 1857 окончил школу, а в 1866 Житомирское раввинское уч-ще. Первые ст. на иврите опубликовал в 1862 в газ. «Га-Мелиц», а в след. году одесская газета «Кол мевасер» напечатала его первое ст. на идише. В 1863 начал свою театр, карьеру постановкой в раввинском уч-ще пьесы Ш.Этингера «Серкеле», в к-рой играл гл. роль. В 1865 выходит его сб. ст. на иврите, а в 1866 первая кн. ст. на идише «Дос иделе» («Еврейчик»). Песни на сл. Г. пользовались большой популярностью. Работал учителем, пробовал заниматься торговлей. В 1869 вышел второй сб. стих. Г. на идише «Ди идене» («Еврейка»). Г. уехал из Одессы в Галицию, чтобы заняться полностью литературой. Во Львове вместе с И.-Й.Линецким издавал юмор, еженед. «Исролик». Затем в Черновцах газ. «Дос буковинер израилитише фолксблат». Г. переезжает в г.Яссы, встречает там гр. «бродских певцов», которые исполняли его песни, и в г.Яссы создал свой театр, первой постановкой к-рого стала пьеса Г. «Рекруты». За ней последовали др. драматич. произв., Г. разъезжает со своим театром по городам и м. Румынии. Весной 1879 Г. приезжает в Одессу со своей труппой и пользуется огромным успехом. Такой же успех имел он на гастролях в Елизаветграде, Херсоне, Симферополе, Кременчуге, Полтаве, Бердичеве, Минске, Ковно, а также Москве и Петербурге. После запрещения в 1883 царскими властями спектаклей на идише Г. возвращается к лит. деятельности, выпускает сб. стих. «Дос фиделе» («Скрипочка») «Исролик». В 1887 уезжает в Америку, но через два года снова возвращается в Европу. Перу Г. принадлежит около 60 пьес, многие из которых входят в репертуар евр. театров всего мира. Несмотря на наивность и примитивизм некоторых из них, они отличались блестящей сценичностью, живым народным языком.