БЕРНШТЕЙН Михаил Семенович

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Версия для печати больше не поддерживается и может содержать ошибки обработки. Обновите закладки браузера и используйте вместо этого функцию печати браузера по умолчанию.

БЕРНШТЕЙН Михаил Семенович (1895, Горошки Житомирского у. Волынской губ. – 1975, Москва), педагог, психолог. Проф. (1930). Пед. деятельность в качестве репетитора начал в 1910-х гг. В нач. 1920-х гг. окончил физ.-матем. ф-т Моск. ун-та и одновременно Высшие научно-пед. курсы. С 1923 науч. сотр. Ин-та методов школьной работы. После науч. командировки в США (1928–29) осн. направлением науч. деятельности Б. стали исследование и критич. анализ заруб, педагогики и пед. психологии. В 1930 зав. методологич. бюро Академии коммунистич. воспитания им. Н.К.Крупской, одновременно зав. отделом в центр, лаб. по профориентации Ин-та труда, д. ч. Гос. ин-та психологии. В 1935 заведовал кафедрой психологии Томского пед. ин-та, с 1938 совмещал науч. деятельность с работой в школе (дир.). В 1943 переехал в Москву, возглавлял уч.-метод. сектор Гл. управления уч. заведений Мин-ва речного флота; с 1948 работал в НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР.Науч. интересы Б. многообразны. В 20-е гг. внес заметный вклад в разработку проблем, связанных со становлением новой школы и организацией воспитания, в частности вопросов связи школы с населением, общественно-полезного труда и бюджета времени школьников, адаптации текстовых методик для нужд пед. практики и др. В 20–50-е гг. опубликовал ряд работ, посв. пед. психологии за рубежом. В последние годы жизни разрабатывал проблемы психологии науч. творчества. Автор 15 кн.