Крым

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

КРЫМ, историческое название терр. Крымского п-ова, омывается Черным и Азовским морями. В 5 в. до н. э. на прибрежной терр. К. возникло Боспорское царство со столицей Пантикапей, в степной части К. в 4 в. до н. э. – Скифское гос-во. С 10 в. вост. часть К. – в составе Тмутараканского кн-ва. В 13 в. после вторжения монголо-татар в К. образовался Крымский улус Золотой Орды; в 1443 возникло Крымское ханство (с 1475 – вассал Турции). С 1783 К. – в составе Рос. империи. В 1921–45 – Крымская АССР, с 1946 – Крымская обл. в составе РСФСР, в 1954–91 – Крымская обл. в составе УССР. С 1991 – Автономная Республика Крым в составе Украины, столица – Симферополь.Первые сведения о евреях К. относятся ко 2–1 вв. до н. э., когда они появились в греч. городах-колониях, а затем в 1 в. – в Боспорском царстве. В надписи на мраморной плите 81 г. упоминаются еврейская община и синагога в Пантикапее (совр. Керчь). В источниках 300 г. упоминается еврейская община Херсонеса (древний город на окраине совр. Севастополя). Осн. занятиями евреев в те времена являлись торговля и разл. ремесла; евреи состояли на гос. службе, служили в армии. В 7–8 вв. б. ч. К. была завоевана Хазарским каганатом, осн. религией к-рого был иудаизм. В документах 8–10 вв. упоминаются еврейские общины в Алубике (совр. Алупка), Алусе (совр. Алушта), Грузиве (совр. Гурзуф), Кафе (совр. Феодосия), Согдии (совр. Судак), Солхате (совр. Старый Крым), Каркери (Чуфут-Кале, в пер. с крымско-татар. яз. – «иудейская крепость») и др. В сер. 13 в. в Кафе и Боспоре, в сер. 14 в. – в Судаке и Балаклаве были еврейские общины, к-рые пользовались нац.-религ. автономией, закрепленной уставом 1449 для генуэзских колоний. Евреи жили также в христианском кн-ве Феодоро на Ю.-З. К.В 15 в. приморский К. становится одним из центров междунар. торговли; в К. приезжали евреи из Персии, Египта, Италии и др. стран. Евреи К. продолжали заниматься торговлей, ремеслами (превалировала выделка кожи), с. х-вом (виноградарство, сад-во, огородничество). В Солхате, столице Крымского ханства, в 1358 Авраам Кирсеми написал коммент. к Торе – «Язык истины»; в кон. 15 в. Моше бен Яаков составил общий молитвенник для живших в К. евреев – «Молитвенник ритуалов Кафы».В эти времена в К. образовалась община караимов. Еврейское население К. составляли ашкеназы и крымчаки. В 17 в. в Чуфут-Кале, вероятно, находилась иешива; здесь же начала работать первая караимская типография.В 1783 в К. проживало ок. 1,5 тыс. евреев и ок. 1,5 тыс. караимов. С 1791 евреям официально было разрешено селиться в К., к-рый в 1804 вошел в черту оседлости. В 1795 караимы были освобождены от двойной подати, в 1863 были уравнены в правах с рос. подданными. Большинство караимов проживало в Евпатории и Феодосии; в 1850-х гг. – ок. 500 семей (2,5 тыс. чел.). Во время Крымской войны 1853– 56 евреи участвовали в обороне Севастополя. После окончания войны в К. увеличился приток евреев, среди к-рых было много николаевских солдат. В 1863 в К. проживало 5 тыс. евреев, в 1897 – 28 703 еврея и ок. 4500 караимов.Осн. занятия еврейского населения – ремесла, торговля и с. х-во. В 1880-х гг. в К. развивается еврейское просвещение, открываются синагоги, общественные учреждения, школы. Тогда же в К. появились кружки «Ховевей Цион», в кон. 1890-х гг. – сионистские группы. В 1890-х гг. В. Якобсон был одним из видных палестинофилов в К., а позднее – уполномоченным Всемирной сионистской орг-ции в Симферопольском окр. В нач. 20 в. в К. действовали ячейки Бунда, «Поалей Цион», «Цеирей Цион».Во время рев-ции 1905–07 произошли еврейские погромы в Евпатории, Керчи, Симферополе, Феодосии (дважды). Еврейская самооборона в ряде случаев сумела оказать серьезное сопротивление погромщикам.К нач. 1914 в К. проживало св. 40 тыс. евреев (в т. ч. 6500 крымчаков) и св. 8 тыс. караимов. В нач. 1-й мир. войны в К. прибыли евреи-беженцы из зап. губерний России. К нач. 1917 в К. проживало 68 159 евреев (8,4%). В это время в еврейском нац. движении возросло влияние сионистов; на выборах советов еврейских общин и местных органов самоуправления осенью 1917 они получили большинство голосов. Тогда же в К. начали возникать группы «Ге-Халуц», готовившие молодежь к отъезду в Э.-И. Весной 1917 возобновили свою деятельность отд-ния Бунда (лидеры – С.Рабинсон, Е.Н.Эйдельман и др.), в рядах к-рого было ок. 700 чел., и «Поалей Цион» (лидеры – А.Б.Иткин, Н.М.Асаркин, Н.Тернер и др.), насчитывавший 500–600 чел. Действовал Еврейский обществ. совет; видными деятелями РСДРП (меньшевиков) К. были Н.А.Кантарович, Б.Я.Лейбман Е.И.Рабинович и др., партии эсеров – М.А.Хаит, большевиков – А.И.Слуцкий, кадетов – Даниил Самойлович Пасманик (1869, Гадяч Полтавской губ.–1930, Париж).Во время Гражд. войны, несмотря на частую смену властей, положение евреев К. было относительно стабильным. В янв. 1918 большевики в союзе с левыми эсерами и анархистами при поддержке значит. части матросов Черноморского флота начали в К. «красный террор». Среди его жертв –обществ. деятель Г.А.Бронштейн, предприниматель А.Я.Гидалевич, художник М.М.Казак и мн. др. Бунд, «Поалей Цион» и др. еврейские партии были выведены из Симферопольского совета, был разоружен еврейский батальон, образованный для защиты евреев Симферополя от погромов. В период герм. оккупации (апр. – нояб. 1918) обществ. жизнь евреев К. немного оживилась, в Симферополе состоялся съезд еврейских общин К., к-рый принял решение о создании Крымского краевого совета еврейских общин и образовал союз общин во главе с Д.С.Пасмаником. В нояб. 1918 после ухода герм. войск было создано Крымское краевое пр-во во главе с караимом С.С. Крымом, опиравшееся на Добровольческую армию А.И.Деникина и англ.-франц. войска; мин. внешних сношений был М.М.Винавер. В К. функционировало ОЗЕ, имевшее санатории в Евпатории и Ялте.Поток беженцев из Украины и центр. р-нов России увеличил численность еврейского населения К. до 100–150 тыс. чел. Усилилась деятельность сионистских орг-ций, чему способствовало пребывание в К. в мае – авг. 1919 И. Трумпельдора, создавшего в р-не Джанкоя центры по подготовке к с.-х. труду в Э.-И. Была также основана школа по изучению основ мореплавания и рыболовства. В окт. 1919 в Балаклаве прошло совещание сионистских орг-ций Юга России с участием М.Я.Дизенгофа.С апр. 1920 функционировали еврейские кооперативные орг-ции, об-ва взаимопомощи, культурно-просветит. об-ва, школы сети «Тарбут», дет. сады с преподаванием на иврите. В нояб. 1920 после занятия К. частями Кр. Армией обл. ревком возглавил Б.Кун, обком РКП(б) – Р.С.Землячка. В 1920-х гг. в К. запрещаются или самораспускаются орг-ции еврейских политич. партий. Мн. евреи покинули К. с армией ген. П.Н.Врангеля, выехали в Э.-И. или вернулись на прежнее место жительства.В 1921 в К. проживало 50 043 еврея, в 1922 – 49 000, в 1923 – 39 815 евреев. К кон. 1920-х гг. были ликвидированы все сионистские орг-ции, спорт. об-во «Маккаби», с.-х. коммуны «Ге-Халуц», репрессированы мн. члены «Га-Шомер га-Цаир».В 1923–24 в степной части К. были созданы 34 еврейские земледельч. колонии, получившие от гос-ва ок. 15 тыс. дес. земли. Большую помощь переселенцам из Украины, Белоруссии, Азербайджана, Смоленской, Вологодской и др. губерний оказывали Джойнт и Агроджойнт. В 1920–30-х гг. в К. активно действовали представители Й-И.Шнеерсона. В 1927 еврейские с.-х. поселения имели 64 трактора, 20 паровых молотилок, 5 молокозаводов, кожевенные и черепичные з-ды. В 1928 поселенцы подняли 68 тыс. га целинных земель, заложили 80 га виноградников. В 1926 в с.-х. поселениях проживало 4463 еврея (из 45 926 всех евреев К.), в 1933 – ок. 22 тыс. евреев. Были созданы еврейские нац.-адм. единицы: 2 р-на (Фрайдорфский – в 1930 и Лариндорфский – в 1935), 14 еврейских сельсоветов (в 1930). Мн. еврейские поселения носили назв. на иврите, в т. ч. «Авода», «Агудас-Ахим», «Ахдус» (совр. Ленинское), «Бейс-Лехем» (совр. Хлебное), «Войо Нова» (совр. Листовое), «Ганон», «Гатыкво», «Эциро», «Икор», «Кадима» (совр. Победное), «Мааян», «Мишмар», «Тель Хай», «Хаклай» (совр. Майское), «Хейрус», «Шолейм». В 1931 на терр. К. действовали 4 с.-х. коммуны, 81 с.-х. артель, 10 товариществ по совм. обработке земли (ТОЗы).В 1927 в К. работало 25 еврейских школ, в 1933 – 70, в сер. 1930-х гг. – 87 еврейских школ и 2 техникума. Действовали еврейские клубы, избы-читальни, б-ки, передвижной драматич. колхозно-совхозный т-р, выходили газеты на идише. В кон. 1930-х гг. все эти учреждения были ликвидированы, уч. заведения закрыты или переведены на рус. яз. обучения. К нач. 1941 в К. проживало ок. 70 тыс. евреев (в т. ч. в 86 еврейских колхозах – ок. 17 тыс. чел.).В кон. окт. – нач. нояб. 1941 К. оккупировали части вермахта. Мн. евреям удалось эвакуироваться (в т. ч. из Симферополя, Севастополя, Керчи, Феодосии и Ялты). Ок. 35% семей из еврейских колхозов Фрайдорфского р-на и значит. часть еврейских колхозников из др. р-нов были эвакуированы (часть – на Сев. Кавказ, где позднее были уничтожены). Первый расстрел произошел 15 нояб. 1941 в с. Перецфельд Фрайдорфского р-на (103 чел.). Во 2-й пол. нояб. 1941 было расстреляно 1235 евреев в 13 нас. пунктах; в 1-й пол. дек. 1941 – более 13,5 тыс.В целях использования евреев на осенне-полевых работах уничтожение евреев-колхозников было отложено до кон. 1941 в р-нах Фрайдорфа (совр. Новоселовское), Джанкоя и Майфельда (совр. Майское). Всего в 1941 в К. было уничтожено ок. 17 тыс. евреев.В янв. – июне 1942 в К. было уничтожено ок. 5 тыс. евреев. После оккупации Севастополя (июль 1942) было убито ок. 1,5 тыс. евреев и 1029 евреев из лагеря для военнопленных и лагеря для беженцев в Бахчисарае. Всего в период оккупации в К. было убито неск. десятков тысяч евреев и крымчаков. Караимы К. не подвергались преследованиям. После 1945 в 80 местах гибели и захоронения жертв Катастрофы были установлены памятники.В 20 еврейских колхозов К. вернулось из эвакуации ок. 50% евреев. Численность еврейского населения в колхозах достигла 600 семей. В 1945 большинство еврейских колхозов и поселков было переименовано. В дек. 1947 из-за антисемитских настроений населения К. 252 еврейские семьи переехали в Еврейскую автономную область.В 1959 в К. проживало 26 374 еврея (2,2%), в 1970 – 25 614 (1,4%), в 1979 – 22 597 (1,1%), в 1989 – ок. 18 000 (ок. 0,7%), в 1995 – ок. 12 000 евреев.В 1989 в Симферополе было основано Крымское об-во еврейской культуры, создано об-во «Зибн лихт», к-рое в 1992 официально оформлено как Объединенная еврейская община К. (пред. совета общины – А.Д.Глубочанский-Беренсон). На базе общины образована Ассоциация еврейских орг-ций и общин К., в к-рую входят ок. 6 тыс. чел. С 1997 работает об-во «Яд эзра». С 1992 раввин К. – представитель М.-М.Шнеерсона Ицхок Лифшиц (р. 1947, Нью-Йорк). В 2002 общины действовали в Джанкое, Евпатории, Керчи, Севастополе, Ялте.В.С.Левин