ТЫШЛЕР Александр Григорьевич

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Версия от 01:42, 30 августа 2009; Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

ТЫШЛЕР Александр Григорьевич (1896, Мелитополь Таврической губ. – 1980, Москва), живописец, художник театра, график, скульптор. В 1917 окончил Киевское худож. уч-ще, в 1917 – в студии А.А.Экстер (Киев). В 1919–20 – в Кр. Армии. В 1920 организатор и художник мелитопольских «Окон РОСТА»; принял участие в выставке «Культур-Лиги» под пс. Джин-Джих-Швиль. С 1921 – в Москве, учился во ВХУТЕМАСе (мастерская В.А.Фаворского). В 1922–24 создал сер. картин «Цвет и форма в пространстве». В 1925 чл. ОСТ. Живописные сер.: «Махновщина» («Гуляй поле», «Парад», обе – 1920-е гг.), «Соседи моего детства» (1930–70-е гг.), «Океаниды», «Балаганчик» (обе – 1960–70-е гг.), «Легенда о девушке-кентавре» (1970-е гг.) и др. Среди работ – картины «Портрет жены, Анастасии Степановны Тышлер», «Наводнение» (обе – 1926), «Женщина с аэропланом» (1927) и др. С 1922 оформил более 100 спектаклей для т-ров. В 1927 – нач. 1930-х гг. – в БелГОСЕТе, оформил спектакли «Ботвин» А.Вевьерко, «Фуенте Овехуна» Лопе де Вега (оба – 1927), «Джим Куперкоп» Ш.Годинера (1929), создавал декорации для Харьковского ГОСЕТа. С 1932 – в Моск. ГОСЕТе, в 1941–49 гл. худож. Среди оформленных спектаклей: «Король Лир» У.Шекспира (1935), «Блуждающие звезды» по Шолом-Алейхему (1941), «Капризная невеста» по А.Голдфадену (1944), «Фрейлекс» Э.Шнаера (1945). В 1930-е гг. оформлял спектакли Моск. цыган. т-ра «Ромэн». Работал в т-рах до 1961 («Не только любовь», на муз. Р.К.Щедрина, 1961, ГАБТ СССР). Графикой начал заниматься в 1920–30-е гг., среди работ: «Бойня» (1925, б., гуашь), «Слушали о снятии чадры» (нач. 1930-х гг., б., акв.), портреты А.А.Ахматовой (1935), С.М.Михоэлса (1936), Л.Ю.Брик (1949, все – б., кар.). Работы в книжн. графике: илл. и оформление букварей (1925), худож. произв.: «Облако в штанах» В.В.Маяковского (1931–32), «Улялаевщина» И.Л.Сельвинского, поэма «Золушка» С.И.Кирсанова (1936), «Дума про Опанаса» Э.Г.Багрицкого (1937). В 1950–70 занимался скульптурой, среди произв.: полихромные Дриады, монохромные Невесты, Девушки с домиками, Башни, выполненные преимущественно в дереве. Участник выставок в СССР, Японии, США и в странах Европы. Персональные выставки: в Одессе (1940), Ташкенте (1943), Ленинграде (1956, 1962), Москве (1956–1988, 7 выставок). Работы находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ, Музее личных коллекций и др. собраниях. Засл. деятель иск-в УзССР (1943). Стал. пр. (1946).