КИЕВ

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Версия от 23:26, 9 июля 2009; Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

КИЕВ, город, центр Киевской обл., столица Украины. Изв. с 860. В 9 – нач. 12 в. – столица Киевской Руси. В 1240 разрушен монголо-татарами. С 1362 – в составе Вел. кн-ва Литовского, с 1569 – Речи Посполитой. С 1654 – в составе Рус. гос-ва. В 1708–81 и в 1797–1925 – центр Киевской губ., с 1925 – Киевского окр., с 1932 – Киевской обл. В 1934–91 – столица УССР.В 1792 в К. проживало 73 еврея, в 1815 – ок. 1500, в 1874 – 13 803 (11%), в 1897 – 31 801 еврей (13%) и 308 караимов, в 1910 – 58 387 евреев, в 1917 – 87 240 (18,6%), в 1919 – 114 524 (21%), в 1923 – 128 441, в 1926 – 140 256 евреев и 204 караима, в 1939 – ок. 175 000 евреев (ок. 20%), в 1959 – 153 466 евреев (13,8%) и 144 караима, в 1970 – 151 993 евреев (9,3%), в 1979 – 132 197 евреев, в т. ч. 19 крымчаков и 33 караима, в 1989 – 100 584 еврея (3,9%).Евреи появились в К., вероятно, во 2-й пол. 8 в. в связи с завоеванием восточнославянских земель хазарами, исповедовавшими иудаизм. Вместе с хазарами в К. поселились евреи из Византийской империи, Персии, Крыма и Кавказа. После взятия города варягами в 882 мн. евреи бежали в Хазарский каганат и Крым. Оставшиеся развивали торговлю. В «Летописи временных лет» зафиксирован факт обращения в 986 хазарских евреев к киевскому кн. Владимиру с предложением принять иудаизм. Тогда же евреям было разрешено свободно селиться в К. и заниматься торговлей.В 11 в. в К. проживало уже значит. число евреев, положение к-рых было достаточно прочным; в городе существовало 2 еврейских квартала – Козары и Жидове, в гор. стенах, построенных в 1037, имелись Жидовские ворота. Православные священнослужители, в т. ч. основатель и игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий, как повествует летописец Нестор, посещали евреев, с к-рыми вели религ. споры. К кон. 11 в. во время 1-го крестового похода численность евреев К. пополнили беженцы из Зап. Европы.В нач. 12 в. в К. существовала большая еврейская община, действовало неск. синагог. Развивалась духовная жизнь еврейского населения. Торговля в городе была сосредоточена в осн. в руках евреев. Евреи из К. получали образование в разл. знаменитых иешивах Франции.В 1113 во время антикняжеского восстания в К. были разгромлены еврейские дома. Это был первый в истории России еврейский погром. После подавления восстания кн. Владимиром Мономахом и пожара 1124, во время к-рого выгорел еврейский квартал, мн. евреи покинули К.В 1240 в ходе завоевательных походов Батыя монголо-татарские ханы предоставили евреям К. разл. привилегии, в т. ч. разрешили собирать подати, что вызывало враждебное отношение со стороны христиан.В 1362 после присоединения К. и украинских земель к Вел. кн-ву Литовскому численность еврейского населения значит. увеличилась; евреи К. получили значит. привилегии. Киевская еврейская община того времени была представлена мн. изв. учеными и мыслителями, в числе к-рых был раввин Мойше бен Яков Ашкенази (1449–1529) – автор коммент. к соч. Моше Ибн Эзры.После объединения (1569) Польши и Литвы в одно гос-во – Речь Посполитую, куда вошел и К., положение евреев ухудшилось. В 1578 король Стефан Баторий запретил евреям, приезжавшим в К. из др. городов, заниматься розничной торговлей. Тогда же вышел закон, по к-рому евреи были обязаны носить на улице желтые шапки. В 1619 указом короля Сигизмунда III евреям запрещалось проживать в К. Приезжавшие в К. по торг. делам евреи имели право останавливаться только в спец. ночлежных домах.Во времена «хмельнитчины» еврейская община К. была уничтожена. Войска Б.М. Хмельницкого, вступившие в К. в 1648, убили в городе практически всех евреев и поляков. Лишь немногие спаслись в православных монастырях. По условиям Белоцерковского мирного договора (1651) евреям было разрешено вернуться в К. и владеть недвижимым имуществом. Однако уже в 1654 и 1660 царем Алексеем Михайловичем евреям было запрещено селиться в К. В 1700 избиение киевскими студентами приезжего еврея Бени Абрамова и защита его местными мещанами привели к конфликту между студентами и мещанами.Еврейская община в К. начала вновь возрождаться в кон. 18 в. В осн. евреи занимались разл. ремеслами; им было разрешено приобретать недвижимое имущество при условии уплаты двойной пошлины по сравнению с христианами. В 1798 раввином К. был Авром-Абе бен Нафтоли.В 1801 гор. магистрат ходатайствовал перед губернскими властями о выселении из К. всех евреев. Имп. Павел I приказал (февр. 1801): «…евреев, никуда не переселяя, оставить на жительство в Киеве». В 1810 магистрат повторил ходатайство. Но Александр I приказал оставить евреев в К. К 1815 община содержала 2 синагоги, приют для бездомных, еврейское кладбище. В 1814–16 раввином К. был Довид Слуцкий. В 1827 имп. Николай I постановил выселить всех евреев из К.; на определенное время в К. разрешалось приезжать только евреям-купцам 1-й и 2-й гильдий. Исполнение указа оттягивалось до 1835. Киевский, подольский и волынский ген.-губернатор В.В. Левашов, поддерживая просьбу евреев, ходатайствовал перед пр-вом о разрешении евреям проживать в одной из частей К. (на левом берегу р. Лыбедь), мотивируя это тем, что как только начиналось выселение евреев, все товары в К. резко дорожали. Но к 1 февр. 1835 все евреи вынуждены были покинуть К.В 1843 Николай I разрешил временное проживание евреев в К. Приезжавшие в К. евреи имели право останавливаться только в 2 заезжих дворах, арендаторами к-рых могли быть только христиане. Продукты евреи обязаны были покупать у арендаторов; плата за постой была высокой и вносила существ. вклад в гор. бюджет. Заезжие дворы просуществовали до 1857.В 1861 имп. Александр II разрешил свободное поселение вне черты оседлости нек-рым категориям евреев, однако в К. евреи имели право жить только в 3 р-нах (Лыбедском, Подольском и Плосском). Приезжавшие в К. евреи также могли проживать только в этих р-нах.В 1862–63 казенным раввином К. был Борух Ройзен, в 1863–98 – Евсей Авраамович Цукерман (1840, Староконстантинов – ?). В 1865 в К. действовало 4 синагоги, работали еврейские бесплатная больница, благотворит. и уч. заведения. С 1870 раввином К. был Арон-Вульф Вайл (1845–?). К кон. 19 в. евреи составляли 40% купеч. сословия К., принадлежавшие им пр-тия изготовляли 25% выпускаемой в городе продукции. Известны по всей России были сахарные и мукомольные з-ды Бродских, И.М. Зайцева (1827–1907) и Д.С.Марголина, много сделавшего для развития К. Л.С.Поляков основал в К. Юж.-рус. пром. банк.В кон. 19 в. в К. действовали более 20 синагог, 2 талмуд-торы, еврейские дет. приют и казенное уч-ще. Ок. 40% евреев-бедняков получали пособия от общинных благотворит. об-в. Пред. общины был Лазарь Бродский, его зам. – М.Э.Мандельштам.23 и 26–28 апр. 1881 в К. происходили еврейские погромы. Были разграблены мн. еврейские дома, пострадало 265 еврейских семей.В 1887 евреям-купцам 1-й гильдии, к-рые прожили в К. не менее 5 лет, было разрешено приобретать недвижимость в любых р-нах города. В престижной части К. – Дворцовой (ок. царской резиденции и дома ген.-губернатора) в кон. 19 – нач. 20 в. появились особняки, к-рыми владели Бродские, М.Б.Гальперин, И.М.Зайцев, М.Р.Закс, С.П.Либерман.В 1896 И.М.Зайцев построил для общины еврейскую хирургич. больницу, при к-рой была синагога. В 1890-х гг. братья Лев и Лазарь Бродские построили в центре К. Хоральную и купеч. синагоги; на их средства были также построены здания Политехн. и Бактериологич. ин-тов, ремесл. уч-ща им. Бродского, Бессарабского рынка, мельница и неск. домов. В К. работали мн. евреи-писатели (в т. ч. Шолом-Алейхем), учителя, юристы, врачи, что в целом способствовало развитию интенсивной просветит. деятельности. ОПЕ содержало в К. образцовый хедер, 2 дет. сада, субботнюю школу для взрослых, еврейскую б-ку (6,5 тыс. книг) и др. Еврейские дети составляли 7–9% уч-ся в общих ср. уч. заведениях города (в ун-те К. в 1911 ок. 17% студентов были евреи).В 1890-х гг. казенным раввином был Овсей Абрамович Цукерман, газаном – Иосиф Исаакович Султанский, с 1900 казенным раввином – врач Петр Абрамович Ямпольский. С 1902 раввином К. был Нохум Вайсблат (1865–1925), с 1907 – Меир Дубинский (1883–?). С 1905 казенным раввином К. был Соломон Лурье. Раввином К. в 1906–21 был Ш.Аронсон.В кон. 19 – нач. 20 в. в К. действовали местный к-т Бунда, отд-ния «Поалей Цион», «Цеирей Цион» и др. сионистских орг-ций, эмиграционное бюро Еврейского территориального об-ва, к-рое занималось переселением евреев в США (рук. – М.Э.Мандельштам), работали отд-ния ОЗЕ, ОРТа, разл. благотворит. орг-ции: богадельня, дешевая столовая, об-во вспомоществования еврейским учителям и меламедам, об-во пособия бедным евреям, об-во призрения для престарелых евреев; функционировали 2 ссудо-сберегат. т-ва, вспомогат. сберегат. кассы, талмуд-тора, еврейская б-ка, еврейская больница, сиротский дом, хевра кадиша и др.18–20 окт. 1905 в К. произошел еврейский погром, во время к-рого было убито 40 чел., разграблены мн. еврейские магазины, дома и квартиры. В 1905 был образован к-т для оказания помощи пострадавшим от погромов.В 1910 в К. действовали 26 синагог и 2 еврейских кладбища.В 1911–13 в К. прошел суд. процесс по делу М.М.Бейлиса.В сент. 1911 в К. возникла предпогромная ситуация, вызванная убийством М.Г. Богровым пред. Совета Министров России П.А.Столыпина.В 1915 власти разрешили селиться в К. евреям, высланным из р-нов воен. действий. При к-те отд-ния ОПЕ в К. была образована врем. комиссия для сбора пожертвований в пользу еврейских литераторов и журналистов, лишившихся во время войны средств к существованию. Раввином в К. был Довид Бляхер. В кон. 1910-х гг. одним из раввинов К. был Авром-Яков Житник (1890–?). После 1917 в К. переехала иешива из Новогрудка, к-рую возглавлял Йосеф Гуревич.В 1917 в К. действовал к-т «Маккаби». После Февр. рев-ции 1917 в К. наряду с Центр. радой был создан Совет объединенных обществ. орг-ций К., в к-рый вошли и представители еврейских орг-ций. Параллельно возник Совет объединенных еврейских орг-ций К. В июне 1917 Центр. рада образовала пр-во – Ген. секретариат, в состав к-рого вошло вице-секретарство по еврейским делам. С окт. 1917 при нем возникла Еврейская нац. рада, объединившая деятельность еврейских орг-ций. В К. в это время действовали районный к-т Бунда, сионистские партии и орг-ции, ортодокс. религ. партии «Ахдут» и «Агудат Исраэль». Евреи активно участвовали и в деятельности общеполит. партий, гл. обр. социалистических. В состав Киевского большевист. к-та входили Д.И.Иткинд, И.М.Крейсберг, М.М.Майоров, в большевист. ревком, возглавивший в окт. 1917 вооруж. восстание против Врем. пр-ва, – Я.Б.Гамарник, А.Б.Горвиц, И.М.Крейсберг, И.Ю.Кулик. Они же вошли в состав ревкома, руководившего в янв. 1918 восстанием против Центр. рады, захватившей власть в нояб. 1917. В К. установилась сов. власть. В числе ее руководителей (комиссаров) были И.М.Крейсберг и Г.И.Чудновский.1 марта 1918 К. захватили герм. войска. Пришедшие с ними отряды Центр. рады учинили в К. 20-дневный еврейский погром, принесший много жертв. В апр. 1918 герм. командование привело к власти гетмана П.П.Скоропадского; в дек. 1918 власть в К. захватила укр. Директория, войска к-рой также устроили еврейский погром. В февр. 1919 восстановилась сов. власть. Однако евреев К. продолжали терроризировать повстанч. банды. Так, в апр. 1919 в результате нападения банды Зеленого на предместье К. Куреневку было убито 15 евреев и 20 ранено. В кон. авг. 1919 К. захватили части Добровольческой армии. В сент.-дек. 1919, пока они находились в К., почти ежедневно происходили грабежи и убийства евреев.В условиях Гражд. войны в К. продолжалась еврейская обществ. жизнь, развивалась еврейская культура. Выходили еврейские газ. на идише и рус. яз., изд-во Б. Фукса выпускало еврейскую лит-ру на рус. яз. Издавались лит. сб-ки на идише, где печатались Д.Р.Бергельсон, Дер Нистер, Д.Н.Гофштейн, П.Д.Маркиш и др. «Культур-Лига» организовала в 1918–19 в К. 5 еврейских светских школ (из них 3 – для взрослых, 2 – для детей) и Еврейский нар. ун-т. Обществ. раввином К. в этот период был Я. Алешковский. В 1921 здание Галицкой синагоги, построенной в 1909, было закрыто, в 1930 передано з-ду «Транссигнал».В нач. 1920-х гг. в К. активно действовали рабочие и молодежные сионистские орг-ции. 3 окт. 1921 (в Рош-га-Шана) Евсекция устроила публич. суд над еврейской религией. Суд проходил в зале бывш. окр. суда, где в свое время шел процесс над Бейлисом. 4 мая 1922 делегаты проходившего в К. в синагоге «Морио» съезда «Цеирей Цион» были арестованы; 26 авг. 1922 состоялся показательный процесс.В февр. 1922 на Подоле произошел погром еврейских торговцев местными крестьянами, поддержанных красноармейцами, в результате к-рого 7 евреев погибли, 24 были ранены.До 1924 в К. действовали отд-ние «Га-Шомер га-Цаир» и гимназия сети «Тарбут» (до 1928 продолжали работать нелегально; в 1925 одним из рук. отд-ния «Га-Шомер га-Цаир» являлся Эля Гушанский).В 1925 выходцы из К. основали в Херсонском окр. 8 еврейских земледельч. коллективов; в 1926 в Криворожском – 3.В 1925 в К. прошел суд над организатором подпольной иешивы Мойше Винярским. В 1926 была закрыта Хоральная синагога, в к-рой был организован клуб еврейских кустарей, затем – кукольный т-р. К кон. 1920-х гг. были закрыты и др. синагоги города (в 1922 в К. было 97 синагог, в т. ч. 55 на Подоле). В 1926 представитель Й.-И.Шнеерсона Б.-Э. Городецкий был организатором подпольной иешивы и талмуд-торы на Подоле. В 1931 была открыта одна из закрытых ранее синагог. Подпольная любавичская иешива действовала в 1929–34, в 1937–38, в т. ч. на квартире М.З.Раппопорта (1890–1941). В 1938 был осужден моэл Манилевич.После 1917 ряд представителей разл. хасидских династий вынужден был переехать в К., в т. ч. раби Бенцион-Иегуда-Лейб (1868–1951, Чикаго) – цадик из Горностайполя, Гдалья-Арон Рабинович (1880, Монастырище – 1919), Хаим-Ицхок Тверский (1886, Лоев–1943), к-рый в 1937 был осужден и выслан в Казахстан, Яков-Ицхок Тверский (1896, Макаров – 1945, Чикаго), возглавлявший макаровскую династию, жил в К. в 1919–23, Нисон-Иегуда-Лейб Тверский (?–1940), к-рый в 1915 был взят в заложники, затем – один из раввинов К. и впоследствии раввин в Кельце. В 1920–30-х гг. в К. жил глава чернобыльской ветви хасидизма цадик Шломо-Бенцион Тверский (1870, Чернобыль – 1939, Киев), в квартире к-рого была хасидская синагога. В 1920-х гг. одним из раввинов в К. был Хаим Матусов. В 1928 в подпольных хедерах училось 300 уч-ся.В 1920–30-х гг. К. являлся одним из кр. центров сов. культуры на идише. В городе дейст–вовали УкрГОСЕТ (с 1928), еврейский ТЮЗ, Еврейский т-р рабочей молодежи, Еврейский вокальный ансамбль УССР (дир. – комп. Шейнина), первый Еврейский кукольный т-р при Киевском дворце пионеров и школьников. Работали еврейские школы, худож. техникум, еврейские отд-ния в совпартшколе, Ин-те нар. х-ва, театр. техникуме, еврейские проф. клубы; в проф. школе им. Ратманского в 1925 обучалось 105 уч-ся-евреев. В К. функционировали еврейские изд-ва, выходили периодич. издания на идише. Действовали еврейские науч. учреждения: Еврейская историко-археографич. комиссия УАН (1919–29), Ин-т еврейской пролетарской культуры УАН (1930–36), Кабинет еврейской культуры АН УССР (1936–49), Еврейская секция в Центр. ист. архиве К., Центр. еврейская б-ка им. М.Винчевского (с 1924). Евреи составляли 30,3 % парт. и сов. работников К. В К. жили и работали еврейские писатели, писавшие на идише, – Д.Ф.Бергельсон, Д.Н. Гофштейн, П.Д.Маркиш, И.С.Фефер и др. В 1937–38 практически все еврейские учреждения были ликвидированы.19 сент. 1941 К. был оккупирован частями вермахта. В сент. 1941 в Бабьем Яре (р-н К.) было произведено массовое уничтожение евреев. По официальным нем. данным, 29–30 сент. в Бабьем Яре был расстрелян 33 771 еврей; расстрелы производили спец. подразделение СС и укр. полиция. По мнению ряда исследователей Катастрофы, число евреев, расстрелянных в К. в 1941–1943, значит. превышает эту цифру. В К. действовало антифаш. подполье, одним из рук. к-рого был. секр. подпольного горкома КП(б)У Семен Григорьевич Бруз (1905–1942), погибший в перестрелке с гестаповцами.В освобождении К. 6 нояб. 1943 принимали участие танк. полк под ком. подполк. Дмитрия Лазаревича Гойзмана, арт. дивизия под ком. ген.-майора Даниила Михайловича Краснокутского, арт. бригада под ком. полк. Н.И. Брозголя, танк. бригада под ком. Д.А.Драгунского.4 сент. 1945 ст. лейт. И.Розенштейн подвергся нападению двух военнослужащих-антисемитов и, защищаясь, застрелил их. Состоявшиеся 7 сент. 1945 похороны убитых переросли в беспорядки, в ходе к-рых избиению подверглось ок. 100 евреев, 5 чел. скончались.После 1945 в К. действовала синагога (ул. Щекавицкая, 29). В обычные дни синагогу посещало ок. 150 чел., в субботу – до 300, в осенние еврейские праздники – св. 10 тыс. чел. Раввином К. был Ицхок Гершкович Шехтман (1887–?), моэлом – Хаим-Йосель Мошкович Эдельман (1891–?), кантором – Шломо-Нисель Шмульевич Глазман (1891–?). В кон. 1940-х гг. предпринимались безуспешные попытки открыть вторую синагогу.Посл. еврейские учреждения К. были окончательно ликвидированы в годы «борьбы с космополитизмом». УкрГОСЕТ был переведен в 1944 в Черновцы и затем закрыт. В 1949 распущено киевское объединение еврейских писателей, закрыт альм. на идише «Дер штерн», ликвидирован Кабинет еврейской культуры АН УССР, почти все его сотрудники арестованы. Арестованы и расстреляны писатели и поэты Д.Н.Гофштейн, И.С.Фефер, И.Н.Кипнис. В 1952 в К. была арестована группа «еврейских националистов», в нач. 1953 уволены мн. евреи-медики. Тогда же по распоряжению гор. властей было уничтожено старое еврейское (Лукьяновское) кладбище. В 1952 была предпринята попытка передать часть здания действовавшей синагоги баптистам.В 1956 были осуждены за «антисов. агитацию и пропаганду» А.Парташников (р. 1935), А.Фельдман (р. 1935), М.Гарцман (р. 1935). В 1957 в К. были арестованы и осуждены за сионистскую деятельность Б.М.Вайсман (1887–?), М.И.Дразнин (1897–?), Г.Ш.Ременник (1910–1986, Израиль), И.Я.Фридман (1902–?). В нач. 1960-х гг. в К. прошло неск. суд. процессов по «экономич. преступлениям», где обвиняемыми были преимущественно евреи. До 1957 раввином К. был Авром Панич. В 1958, накануне Йом-Кипур, на еврейском кладбище было осквернено неск. десятков могил, распространялись антисемитские листовки.Однако еврейская обществ. жизнь в К. постепенно возрождалась. С кон. 1960-х гг. Бабий Яр становится местом ежегод. траурных мероприятий, на к-рые приезжали участники еврейского нац. движения из разл. городов СССР. В 1976 в Бабьем Яре открыт памятник погибшим, в надписи на к-ром не были упомянуты еврейские жертвы. В 1991 (к 50-летию массового расстрела) был воздвигнут памятник в виде меноры, в 2001 – памятник погибшим детям.С 1972 начался выезд евреев К. в Израиль.В кон. 1980-х гг. в К. вновь создаются еврейские учреждения науки и культуры, обществ. орг-ции: Кабинет еврейской истории и культуры АН Украины, с 1993 в К. действует Ин-т иудаики (дир. – Л.К.Финберг, р. 1948, Киев), Еврейский педагогич. центр, Междунар. Соломонов ун-т (1993), еврейские т-ры «Мазлтов» и «Семь стульев», 3 еврейские школы, хедер (109 уч-ся), еврейские б-ки, в т. ч. Еврейская науч. б-ка (1994), разл. еврейские об-ва, в т. ч. Киевское гор. об-во еврейской культуры (1988), затем преобразованное в республиканское. В Ин-те театр. иск-ва открыто отд-ние подготовки актеров еврейского т-ра (1992), в пед. ин-те введена специальность «еврейский яз. и лит-ра» (1992).В К. имеются 3 синагоги, в т.ч. реставрированная при поддержке Вадима Рабиновича Хоральная синагога, торжественно открытая 22 марта 2000. Действуют благотворит. фонд «Турбота-Хесэд Авот», Еврейский общинный культурный центр «Кинор». В 1998 был открыт первый в мире памятник Шолом-Алейхему.Раввинами в К. были: с 1987 – И.Фукс, с 1990 – Яков-Дов Блайх, в нач. 1990-х гг. – Михоэль Менис (р. 1957, Москва), Берл Карасик. С 1995 раввин возвращенной общине Хоральной синагоги – представитель М.-М.Шнеерсона Моше-Реувен Асман (р. 1966, Ленинград). С нач. 1990-х гг. выходят газ. «Еврейские вести», «Возрождение», «Хадашот», «Эйникайт». С 1994 издается газ. «Родник», с 1995 – худож.-публицистич. альм. «Егупец» (гл. ред. – Гелий Ефимович Аронов, р. 1932, Киев), в 1995–96 – газ. «Мабат Ханоар», с 1996 – газ. «Бат-Коль», «Шма Исроэль», «Ор Самеах», «Шахар», «Машиах рухани», с 1998 – «Еврейский меридиан» (орган Еврейского Конгресса Украины). В 2002 здание Галицкой синагоги возвращено общине К., в 2003 передано Еврейскому Агентству.В 2003 в К. проживало ок. 100 тыс. евреев.