ЮДИНА Мария Вениаминовна: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Importing text file)
 
(Importing text file)
Строка 1: Строка 1:
ЮДИНА Мария Вениаминовна (1899, Невель Витебской губ. – 1970, Москва), пианистка, педагог. Проф. (1923). Сестра Г.Я.[[Юдина]]. В 1921 окончила Петерб. конс. по кл. фп., ученица О.К.Калантаровой, А.Н.Есиповой, В.Н.Дроздова. Одноврем. занималась на ист.-филол. ф-те Петрогр. ун-та (1921–22). Преподавала в Петрогр. (Ленингр.) (1921–30), Тифлисской (1932–34) и в Моск. (1936–51) конс., одноврем. в 1944–60 – в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных (кл. фп., камерного пения и камерного анс.). Среди учеников – комп. М.И.Чулаки и А.М.Баланчивадзе. Концертировать начала после окончания конс. (1921), выступала как лектор-пропагандист совр. музыки. Исполнение Ю. отличалось новаторством трактовок, оригинальностью интерпретаций при глубине проникновения в авторский замысел. Ю. являлась крупнейшим представителем пианистич. иск-ва 20 в., из-за неподчинения офиц. установкам в педагогике, исполнительстве и пропагандистской работе подвергалась гонениям со стороны властей. В репертуаре Ю. видное место занимали соч. А.Берга, П.Хиндемита, Б.Бартока, Ф.Стравинского, А.Веберна, С.С.Прокофьева и Д.Д.Шостаковича. Ю. – первая в СССР исполнительница мн. произв. комп. 20 в. (в т. ч. 2-й сонаты Н.В.Щербачева, концерта для фп. с орк. Э.Кшенека, музыки к бал. «Орфей» Стравинского в перелож. Л.Шпиннера). Осуществила худож. и муз. руководство конц. пост. оп. С.И.Танеева «Орестея» (1939, 1946). Выступала с крупнейшими симф. дирижерами и в анс., в т. ч. с квартетами им. Л.ван Бетховена, им. А.К.Глазунова, а также с певицами К.Н.Дорлиак, М.И.Бриан, В.И.Павловской-Боровик, Л.А.Давыдовой и др. Знакомство Ю. с философом А.Ф.Лосевым вдохновило его на создание ром. «Женщина-философ», философских повестей «Трио Чайковского», «Встреча». [[Категория:Персоналии]]
ЮДИНА Мария Вениаминовна (1899, [[Невель]] Витебской губ. – 1970, [[Москва]]), пианистка, педагог. Проф. (1923). Сестра Г.Я.[[Юдина]]. В 1921 окончила Петерб. конс. по кл. фп., ученица О.К.Калантаровой, А.Н.Есиповой, В.Н.Дроздова. Одноврем. занималась на ист.-филол. ф-те Петрогр. ун-та (1921–22). Преподавала в Петрогр. (Ленингр.) (1921–30), Тифлисской (1932–34) и в Моск. (1936–51) конс., одноврем. в 1944–60 – в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных (кл. фп., камерного пения и камерного анс.). Среди учеников – комп. М.И.Чулаки и А.М.Баланчивадзе. Концертировать начала после окончания конс. (1921), выступала как лектор-пропагандист совр. музыки. Исполнение Ю. отличалось новаторством трактовок, оригинальностью интерпретаций при глубине проникновения в авторский замысел. Ю. являлась крупнейшим представителем пианистич. иск-ва 20 в., из-за неподчинения офиц. установкам в педагогике, исполнительстве и пропагандистской работе подвергалась гонениям со стороны властей. В репертуаре Ю. видное место занимали соч. А.Берга, П.Хиндемита, Б.Бартока, Ф.Стравинского, А.Веберна, С.С.Прокофьева и Д.Д.Шостаковича. Ю. – первая в СССР исполнительница мн. произв. комп. 20 в. (в т. ч. 2-й сонаты Н.В.Щербачева, концерта для фп. с орк. Э.Кшенека, музыки к бал. «Орфей» Стравинского в перелож. Л.Шпиннера). Осуществила худож. и муз. руководство конц. пост. оп. С.И.Танеева «Орестея» (1939, 1946). Выступала с крупнейшими симф. дирижерами и в анс., в т. ч. с квартетами им. Л.ван Бетховена, им. А.К.Глазунова, а также с певицами К.Н.Дорлиак, М.И.Бриан, В.И.Павловской-Боровик, Л.А.Давыдовой и др. Знакомство Ю. с философом А.Ф.Лосевым вдохновило его на создание ром. «Женщина-философ», философских повестей «Трио Чайковского», «Встреча». [[Категория:Персоналии]]

Версия от 17:27, 11 июля 2009

ЮДИНА Мария Вениаминовна (1899, Невель Витебской губ. – 1970, Москва), пианистка, педагог. Проф. (1923). Сестра Г.Я.Юдина. В 1921 окончила Петерб. конс. по кл. фп., ученица О.К.Калантаровой, А.Н.Есиповой, В.Н.Дроздова. Одноврем. занималась на ист.-филол. ф-те Петрогр. ун-та (1921–22). Преподавала в Петрогр. (Ленингр.) (1921–30), Тифлисской (1932–34) и в Моск. (1936–51) конс., одноврем. в 1944–60 – в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных (кл. фп., камерного пения и камерного анс.). Среди учеников – комп. М.И.Чулаки и А.М.Баланчивадзе. Концертировать начала после окончания конс. (1921), выступала как лектор-пропагандист совр. музыки. Исполнение Ю. отличалось новаторством трактовок, оригинальностью интерпретаций при глубине проникновения в авторский замысел. Ю. являлась крупнейшим представителем пианистич. иск-ва 20 в., из-за неподчинения офиц. установкам в педагогике, исполнительстве и пропагандистской работе подвергалась гонениям со стороны властей. В репертуаре Ю. видное место занимали соч. А.Берга, П.Хиндемита, Б.Бартока, Ф.Стравинского, А.Веберна, С.С.Прокофьева и Д.Д.Шостаковича. Ю. – первая в СССР исполнительница мн. произв. комп. 20 в. (в т. ч. 2-й сонаты Н.В.Щербачева, концерта для фп. с орк. Э.Кшенека, музыки к бал. «Орфей» Стравинского в перелож. Л.Шпиннера). Осуществила худож. и муз. руководство конц. пост. оп. С.И.Танеева «Орестея» (1939, 1946). Выступала с крупнейшими симф. дирижерами и в анс., в т. ч. с квартетами им. Л.ван Бетховена, им. А.К.Глазунова, а также с певицами К.Н.Дорлиак, М.И.Бриан, В.И.Павловской-Боровик, Л.А.Давыдовой и др. Знакомство Ю. с философом А.Ф.Лосевым вдохновило его на создание ром. «Женщина-философ», философских повестей «Трио Чайковского», «Встреча».