БЕЛАЯ ЦЕРКОВЬ

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Версия от 18:45, 9 июля 2009; Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

БЕЛАЯ ЦЕРКОВЬ (еврейское назв. — Сдэ лаван, Шварцэ тума), город (с 1925), районный центр в Киевской обл. (Украина). Изв. с 1155. С 1365 — в составе Вел. кн-ва Литовского, с 1569 — город Киевского повета и воеводства в составе Речи Посполитой. С 1793 — в составе Рос. империи, уездный город, затем местечко Васильковского у. Киевской губ. В 1923—30 — центр округа.В 1765 в Б. Ц. проживало 1457 евреев, в 1774 — 615, в 1778 — 674, в 1784 — 930, в 1787 — 1077, в 1847 — 6665, в 1897 — 18 720 (52,9%), в 1910 — 21 542 (30,8%), в 1926 — 15 624 (36,4%), в 1939 — ок. 9300 (ок. 20%), в 1959 — ок. 5500 (7,8%), в 1979 — ок. 4800 (3,2%), в 1989 — 3823 еврея.Евреи селились в Б. Ц. с кон. 16 в. В 1648 мн. евреи стали жертвами резни, учиненной отрядами Б.М.Хмельницкого (по данным Самуила Фебуса, уничтожено до 600 семей). В сер. 18 в. Б. Ц. — один из центров хасидизма. В 1730 Б. Ц. посетил И.Баал-Шем-Тов, здесь же жили его ученики Авром-Аба и Мойше — глава раввинского суда в городе. В 1768 при нападении гайдамаков мн. евреи погибли или бежали (численность еврейского населения сократилась до 223 чел.), в 1786 община вновь пострадала от рук захвативших Б. Ц. казаков. В 1784 евреям принадлежало 210 домов, в 1787 — 230.Осн. занятие евреев в 19 в. — торговля (гл. обр. скотом и хлебом); евреи владели неск. хлебными складами. Ежегодно в Б. Ц. проходило до 11 ярмарок, было развито ремесленное произ-во. В 1904 евреям принадлежали до 20 мелких пром. пр-тий, табачные ф-ки, медоваренные з-ды, 250 ремесленных мастерских с 800 рабочими (в т. ч. 250 портных, 200 сапожников).В сер. 19 в. в Б. Ц. имелось 10 синагог. В 1849 открылось еврейское казенное уч-ще 1-го разр. (в 1909 помимо него действовали 5 частных муж. и 3 жен. уч-ща, а также талмуд-тора). В 1886 начала принимать больных еврейская больница на 24 койки, в 1902 созданы об-во вспоможения нуждающимся учащимся, богадельня для бедных евреев, в 1915 — еврейский лазарет, в 1916 — Еврейское благотворит. об-во. В 1910 в Б. Ц. имелись 15 синагог и 2 еврейских кладбища.Во 2-й пол. 19 в. раввином в Б. Ц. был Симха Купчик. В 1890-х гг. казенным раввином в Б. Ц. был Вульф Юдович Брий. В кон. 19 в. в Б. Ц. жил сын цадика из Лоева Менахема-Нохума Тверского —Мордехай (?—1911, Белая Церковь). В 1900-х гг. раввином в Б. Ц. был Михель-Довид Штупель (1865—?), с 1907 — Мордух Иолин (1880—?), в 1900—25 — Ц.Купчик, сын Симхи Купчика, в 1930-х гг. раввином был Фельдман.В 1903 в Б. Ц. создана орг-ция Бунда (крупнейшая в Киевской губ., в 1917 — св. 1 тыс. чл.), действовала орг-ция сионистов- социалистов (в 1917 — неск. сотен чл.). В 1904—05 боевой отряд Бунда возглавлял Яков Зиновьевич Воробьев (Кац) (1885—1919, Курск) — первый пред. (в 1918—19) Нижегородской губчека. В окт. 1905 еврейское население пострадало от погрома. Во время 1-й мир. войны в Б. Ц. нашли приют многочисл. беженцы-евреи из зап. губерний. Помощь беженцам и семьям мобилизованных в армию евреев оказывал специально созданный к-т во главе с Ц.Купчиком. В годы Гражд. войны Б. Ц. неск. раз переходила из рук в руки, смена власти сопровождалась погромами, к-рые чинили войска Центр. рады, Директории, части Добровольческой армии, разл. банды (всего в 1919—20 при погромах погибло 850 евреев), мн. жители умерли от голода и эпидемий.В 1917—18 в Б. Ц. выходила газ. сионистского направления на идише «Дер Эмес». В нач. 1920-х гг. в Б. Ц. действовал филиал «Культур-Лиги». В 1921 было создано отд-ние Евсекции.В 1920-х гг. в Б. Ц. имелось небольшое х-во «Ге-Халуц», в период нэпа значительная часть ремесленников-евреев была объединена в кооперативы, частным торговцам (в большинстве евреям) принадлежало св. 700 торговых точек; работали 7 еврейских трудовых школ, пед. и с.-х. техникумы (посл. в 1934 преобразован в Сельскохозяйственный ин-т). В сер. 1920-х гг. выходцы из Б. Ц. основали в Херсонском окр. 5 еврейских земледельч. колоний. В 1930-х гг. в Б. Ц. имелось 38 пром. пр-тий (св. 7 тыс. рабочих, значит. часть — евреи), представители еврейской интеллигенции работали в леч. учреждениях, уч. заведениях.В июне 1941 лишь незначит. часть евреев успела эвакуироваться в вост. р-ны страны. 16 июля 1941 Б. Ц. оккупировали герм. войска, 19—22 авг. 1941 было уничтожено св. 500 евреев. 6 сент. 1941 все евреи Б. Ц. вывезены за пределы города и в теч. неск. дней уничтожены: в 3 ямах захоронено 4200—4500 чел., гл. обр. женщин и детей, в 1943 по приказу оккупац. властей их тела извлечены из ям и сожжены. На еврейском кладбище после 1943 был установлен памятник погибшим.После освобождения Б. Ц. (1943) оставшиеся в живых евреи возвратились в город. В 1944 создана религ. община, однако религ.-обществ. жизнь евреев подвергалась притеснениям: в 1962 была закрыта последняя синагога, в 1965 во время Рош-га-Шана произошли антисемитские выступления.Во 2-й пол. 1980-х — 1-й пол. 1990-х гг. большинство евреев Б. Ц. выехало в Израиль, США и др. страны. В кон. 1980-х гг. в Б. Ц. создано гор. об-во еврейской культуры. С 1989 в Б. Ц. действуют Об-во еврейской культуры им. Шолом-Алейхема, служба милосердия «Хесэд», еврейский самодеятельный т-р «Гуте Фрайнт», еврейские воскресная школа, нар. ун-т, б-ка.В 1994 в Б. Ц., по оценкам Еврейского Агентства, проживало ок. 10 тыс. евреев (5%).В Б. Ц. род.: А.М.Борщаговский, Д.И.Бронштейн, И.М.Бурдянский, В.Л.Бялик, Б.М.Вул, З.Гринберг, Й.Гринфельд, М.Ш.М.Дубинский, М.Я.Капчинский, Ш.Купершмид, Ц.Купчик, С.Ю.Левик, И.Х.Лемберг, Р.Б.Лерт, М.Лифшиц, Е.М.Лысенко, П.Минковский, Д.Монин, И.Петриковский, М.Пинзон, Г.Е.Прейсман, И.Розенблат, И.Ройтберг, А.Г.Сигалов, Х.К.Токарь, А.М.Черкасский, И.Шкаровский, И.А.Шпинель, М.М.Штурман, Б.С.Ямпольский; Григорий Зиновьевич Вайсман (Энтин) (1871—1945, Ташкент), актер еврейского т-ра, с 1937 — в Киевском ГОСЕТе, засл. арт. УССР (1941); Исидор Гильберг (1852—?), филолог, проф. (1882), с 1898 ректор Черновицкого ун-та; Яков Штейнберг (1887—1947, Тель-Авив), поэт, драматург, писал на идише и иврите.С.Я.Елисаветский