БУХАРА

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску

БУХАРА, город, центр Бухарской обл. (Республика Узбекистан). Возн. в 4—3 вв. до н. э., со 2-й пол. 16 в. — столица Бухарского ханства (с 1868 в вассальной зависимости от России). В 1920—24 — столица Бухарской нар. сов. республики, в 1924 — Бухарской ССР, в 1924—30 — центр Зеравшанского окр., в 1938—91 — обл. центр УзССР.В 1897 в Б. проживало 4—5 тыс. евреев, в 1926 — 3776 (8,1%), в 1939 — 3452, в 1959 — 2990 бухарских евреев (4,3%), в 1970 — 6126 евреев (6,8%), в 1979 — 5294 (2,9%), в 1989 — 4226 евреев.Евреи, к-рые поселились в Б. в 1-й пол. 13 в., позднее стали наз. бухарскими. На рубеже 16—17 вв. (по др. данным, в 16 в.) в Б. возн. еврейский квартал («старая махалла»), в 1598 в Б. переселились евреи из Самарканда. В сер. 18 в. произошло первое насильственное обращение евреев Б. в ислам, в городе возн. община «чала». В кон. 18 в. в Б. проживало неск. сотен еврейских семей. В 1-й пол. 19 в. численность «чала» составила до 13% еврейского населения Б. (к кон. 19 в. в Б. в 5 кварталах проживало до 1 тыс. евреев-мусульман). Отрыв от осн. центров еврейской культуры, отсутствие в общине знатоков еврейских религ. законов, меры властей по насильственному обращению в ислам привели к резкому снижению уровня образования бухарских евреев. В 1793 в Б. прибыл выходец из Марокко Иосеф бен Моше Мамон Магриби, к-рый возродил религ. и культурную жизнь общины, ввел сефардский ритуал, основал сеть религ. школ типа хедеров и иешиву. К нач. 19 в. в Б. возн. 2-й еврейский квартал («новая махалла»); в сер. 19 в. для поселения евреев отведен также квартал Амирабад («третья махалла»). Лейб-медиком эмира Б. в сер. 19 в. был еврей Иброхим.С кон. 19 в. (после постройки Закасп. ж. д.) евреи Б. сосредоточили в своих руках торговлю хлопком. С 1888 в Б. действовала контора фирмы «Бр. Шлосберг»; осн. масса еврейского населения занималась крашением пряжи и тканей, торговлей шелком. Не позднее сер. 19 в. в Б. возн. еврейское кладбище. В 1860-х гг. иешиву возглавил Йосеф бен Баб. Светским главой еврейской общины Б. и всего Бухарского ханства являлся калантар, избиравшийся пожизненно, под его началом действовали 12 калантарони джизья (помощники калантара), занимавшиеся учетом имущества евреев и раскладкой податей и повинностей. Во главе еврейских кварталов стояли выборные аксакалы (старейшины) — помощники калантара. Духовным главой евреев Б. и Бухарского ханства был муллои калон (гл. раввин), под эгидой к-рого находились 7 синагог, хомло (нач. религ. уч-ще для мальчиков до 13 лет) и иешива; муллои калон возглавлял бет-дин и следил за соблюдением кашрута. В 1902 гл. раввином был «моллах» Хезекий га-Коген.С кон. 1860-х гг. начался выезд евреев Б. в Э.-И. (до нач. 1-й мир. войны выехало ок. 1500 чел.), где в 1891 Ш.Мусаёв создал бухарско-еврейскую общину, а уроженец Б. А.Аминов основал в Иерусалиме бухарский квартал.Гражд. войну в Ср. Азии евреи Б. расценили как продолжение борьбы между русскими и мусульманами, в к-рой их симпатии склонялись в сторону первых. При этом представители зажиточных семей поддерживали джадидов, выступавших с требованиями модернизации исламского мира (в марте 1918 неск. членов семьи Юнусовых погибли во время резни джадидов в Б.). С образованием Бухарской нар. сов. республики евреи были уравнены в правах с прочим населением, одноврем. ликвидированы все органы общинного управления (последний калантар Б.Пинхас расстрелян в 1920), кр. торговцы и предприниматели попали в категорию «лишенцев», мелкие ремесленники к сер. 1920-х гг. были обложены огромными налогами. В 1920—30-х гг. в Б. работала нач. школа для «туземных» евреев им. Р.Люксембург, действовали спец. клубы для «туземных» евреев. В 1926—27 в Б. — 14 хедеров (25—30 чел.), в 1927—28 — 9 хедеров (8—12 чел.), иешива. В 1928 была открыта еврейская красная чайхана и туземно-еврейский клуб для женщин (132 чел.). В 1926 в Бухарском окр. были созданы еврейские с.-х. артели «Ановим» (100 чел.) и «Наджат» (80 чел.); в кон. 1920-х гг. действовали еврейские кустарно-промысловые артели «Кустарь», «Прогресс», «Херут». С 1925 выходила газ. для бухарских евреев «Рушной», с 1933 — ежедн. «Байраки Михнат». В 1920—30-х гг. значит. кол-во евреев Б. через Афганистан и Иран выехали в Э.-И. В кон. 1920-х гг. Б. использовалась как место ссылки сионистов.В 1945 по ходатайству верующих в Б. была открыта синагога (единственная в области), раввин Мулад Адони Михайлов (1892—?) исполнял также функции кантора, шохетом стал фотограф Миншон Эгланов (1910—?). В 1952 власти отклонили ходатайство евреев Б. об открытии 2-й синагоги, в 1950-х гг. руководители общины были преданы суду и приговорены к разл. срокам тюремного заключения. В 1971 раввином Б. был Я.Эльнатанов. В кон. 1980-х гг. открыт центр еврейского культурного наследия «Ле-ор», в 1991 — культурный центр бухарских евреев «Шалом», позднее — культурный центр «Симхо», при к-ром действуют еврейский т-р и танц. ансамбль. В 1990-х гг. в Б. — 2 синагоги (в новой обязанности раввина исполняет шохет), открыта еврейская школа. Сохранились еврейский квартал, к к-рому прилегает еврейское кладбище. В 1989—94 из Б. выехало 2542 еврея.В 1994, по оценкам Еврейского Агентства, в Б. проживало ок. 4 тыс. евреев.В Б. род.: Н.Абрахамов, А.Аминов, М.Барухов, Ш.Мусаёв, Р.Ш.Потеляхов, Е.И.Решин, А.Е.Шаламаев, Х.Шимон; Аркадий Борисович Борисов (Шистер) (1901—1942, под Харьковом), комбриг (1935), ген.-майор (1941), нач. штаба кав. корпуса, погиб в бою; Юно Израилевич Датхаев (р. 1917), хирург, д-р мед. наук, проф., автор 5 моногр. по хирургии и 200 опубл. науч. работ, автор кн. «О бухарских евреях» (Душанбе, 1992). В Б. жил и работал Л.И.Ремпель.Ю.Н.Григорьева