МОГИЛЕВ

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску

МОГИЛЕВ, город, центр Могилевской обл. (Республика Беларусь). Изв. с 1267. В 1561 получил право на войтовство (гор. управление), в 1577 – Магдебургское право. С 1569 – в составе Речи Посполитой. В 1589–1772 – центр Могилевской экономии. С 1772 – в составе Рос. империи, центр Могилевской губ., с 1778 – наместничества, с 1796 – уездный город Могилев (др. назв. – Могилев-на-Днепре) Белорусской губ., с 1802 – центр Могилевской губ. В 1919–24 – уездный город Гомельской губ. РСФСР. С 1924 – районный, в 1924–30 – окружной центр, с 1938 – областной центр БССР.В 1776 в М. проживало 622 еврея, в 1820-х гг. – ок. 9000, в 1860 – 11 437 (ок. 60%), в 1880 – 17 038, в 1893 – 19 623 еврея и 5 караимов, в 1897 – 23 539 евреев (св. 50%), в 1910 – 27 974, в 1923 – 16 748, в 1926 – 17 105 (34,1%), в 1939 – 19 715 (19,83%), в 1946 – ок. 8000, в 1959 – 7700, в 1970 – 8064, в 1979 – 7771 (2,1%), в 1989 – 6670 (1,9%), в 1996 – ок. 5000 евреев.Первые евреи поселились в М. в нач. 16 в. В 1522 откупщику и ростовщику Ицхоку-Михлу Юзефовичу были отданы в аренду весовой сбор, воскобойня и корчмы в М. В сер. 16 в., вероятно, уже сформировалась еврейская община. Осн. экономич. деятельность евреев М. – торговля, аренда корчем, ростовщичество.Еврейская община М. находилась в постоянном конфликте с христианским населением города (в осн. из-за экономич. конкуренции), неоднократно требовавшим у власти ограничения прав евреев и их изгнания. В 1577 король Речи Посполитой Стефан Баторий запретил евреям селиться в М., однако запрет часто нарушался. В 1585 мещане-христиане М. обратились к королю с просьбой вновь запретить евреям жить в М., объясняя свое ходатайство тем, что от евреев «…не может быть никакого пожитку и порядка в городе, а им, мещанам, только вред в торговле». Король формально согласился с ходатайством и издал указ об изгнании евреев из М.; указ выполнен не был.В дек. 1595 во время казацко-крестьянского восстания (1594-96) Северина Наливайко в М. произошел еврейский погром.В 1-й пол. 17 в. за гор. валом М. была открыта синагога. Нек-рые евреи начали селиться на торг. площади М. В 1626 король Сигизмунд III Ваза запретил евреям проживать в пределах гор. вала, но указ не был выполнен.21 сент. 1645 в М. произошел второй еврейский погром. В праздник Рош-га-Шана, когда евреи направились к Днепру для совершения обряда «ташлих», бургомистр Ребрович с вооруженной толпой напали на них. Ночью была разрушена и осквернена синагога. Вскоре магистрат М. запретил жителям города сдавать евреям дома внаем. В 1646 король Владислав IV подтвердил постановление, мотивируя это стремлением не допустить пожаров в домах, занимаемых евреями.Во время рус.-польск. войны 1654–57 горожане согласились сдать город осадившей его рус. армии при условии сохранения в М. внутр. самоуправления и изгнания евреев. В сент. 1654 король Речи Посполитой и царь Алексей Михайлович заключили договор, по к-рому все дома евреев М. должны были быть разделены поровну между магистратом и рус. пр-вом. В 1655 рус. войска под ком. полк. Константина Поклонского перебили почти всех евреев М., их имущество было разграблено. Немногие оставшиеся в живых приняли христианство. Вскоре был издан указ, запрещавший евреям жить в М. После возвращения в М. польск. войск в 1655 еврейская община была восстановлена, большинство выкрестов вернулись в иудаизм. В 1656 король Ян II Казимир запретил евреям строить дома и иметь лавки в пределах гор. вала, но и этот запрет не был исполнен. Движение Саббатая Цви нашло в М. своих приверженцев.Правовое и экономич. положение евреев М. неск. улучшилось при короле Яне III Собеском, к-рый в 1676 разрешил им строить деревянные и каменные дома, заниматься разл. торговлей, иметь две еврейские школы, с к-рых не брали подати.С 1678 евреям было разрешено свободно проживать в М., в 1680 в городе была открыта вторая синагога, в кон. 17 в. – еврейское кладбище. В 1692 на евреев М. был возведен «кровавый навет».В 1708 гор. магистрат передал находившиеся в ведении евреев дорожный и др. сборы городу. В 1729 была запрещена сдача евреям в аренду гор. весов и мельниц. В кон. 18 в. среди зажиточных купцов появилось неск. приверженцев Гаскалы. В 1783 Я.Гирш предоставил в правительств. комиссию об училищах в Санкт-Петербурге проект создания в Белоруссии сети еврейских школ с преподаванием общеобразоват. предметов и ремесел.В 18 в. осн. занятия евреев М. – разл. ремесла, винокурение, пиво- и медоварение. В руках евреев находилась б.ч. откупов и сборов в пользу королевской казны. Купцы-евреи М. играли гл. роль в торговле с Ригой, Мемелем (совр. Клайпеда), Кёнигсбергом (совр. Калининград), Данцигом (совр. Гданьск) и юж. городами России.В 1809 в М. было заложено второе еврейское кладбище. В 1830 в М. была учреждена еврейская богадельня на 20 коек, к-рая содержалась за счет коробочного сбора (с 1868 – при еврейской больнице). В это же время в М. имелась и частная богадельня, содержавшаяся на средства еврейского об-ва города.Первая хасидская синагога была построена в 1803 в память об освобождении из заключения главы белорус. хасидов Залмана Шнеерсона (сгорела в 1846, на ее месте находилась потом «Любавичская молельня»). В 1860 в М. было 3 синагоги (одна каменная, две деревянные). Работали еврейская больница, казенное еврейское уч-ще 1-го разряда. В нач. 1860-х гг. из четырех ратманов гор. магистрата двое были евреями – Янкель Гиршевич Драбкин и Шмуйла-Янкель Нотович Ноткин. С 1869 раввином был Яков Хаимович Каган.Среди евреев М. было много любавичских хасидов. К нач. 1880-х гг. в М. было 38 синагог (в т. ч. 13 хасидских). Работали 14 хедеров, муж. и жен. еврейские нар. уч-ща, 3-классное еврейское жен. учительское уч-ще (открыто в 1857). В 1890 действовала талмуд-тора (125 уч-ся), возглавляемая раввином Львом Лазаревичем Капланом.Евреи М. принимали активное участие в рус.-турецкой войне 1877-78. Больше всего солдат-евреев было в 16-й и 30-й пехотных дивизиях; они составляли до половины личного состава этих частей.Осн. сферы экономич. деятельности еврейского населения в М. во 2-й пол. 19 в. – торговля хлебом, разл. ремесла (среди евреев было 768 ремесленников; большинство портных, пекарей, ювелиров, часовщиков, переплетчиков, красильщиков были евреями). Ломовым извозом занимались преимущественно евреи. Евреям принадлежали св. 100 ф-к и з-дов, в т. ч. спичечные, сально-свечные, меховые и др. ф-ки, кирпичный, колесный, пивоваренный, водочный и др. з-ды. Из 5 магазинов евреям принадлежали 4, из 51 лавки – 46. Они же владели единств. в М. книжным магазином, 3 из 4 аптек, большинством гостиниц, типографией, фотоателье.Особенность еврейского ремесла в М. – существование до нач. 20 в. «хевр» (иврит – «общество»), в др. местах давно исчезнувших. Возникшие в 1860-х гг., они первоначально объединяли и хозяев, и рабочих. Затем стали возникать обособленные, самостоят. хевры, к-рые стали постепенно превращаться в обычные кассы взаимопомощи и профсоюзы.Большинство управляющих банками в М. были евреями, в т. ч. отд-нием Минского коммерч. банка – Эммануил Львович Рогинский (с 1896), отд-нием Юж.-Рус. пром. банка – Марк Давыдович Дынин (с 1907), отд-нием Азовско-Донского коммерч. банка – Дов Соломонович Ратнер. В 1909 пред. правления Об-ва служащих в торгово-пром. пр-тиях М. был Элья Израилевич Белоус. Накануне 1-й мир. войны в М. было создано еврейское беспроцентное кредитное об-во «Гмилус хасодим» (пред. правления – мещанин Гершон Иверович Беленький). Пред. попечит. совета еврейской с.-х. фирмы состоял Илья Ефимович Вигдорчик. Неск. евреев в 1905–14 были гласными гор. думы.В 1900-х гг. было создано еврейское ремесл. уч-ще (рук. – Гирш Вульфович Каган). В 1902–03 в иешиве М. (рук. – Ицка Бакшт) было 76 уч-ся.9–10 окт. 1904 солдаты, мобилизованные на войну с Японией, устроили в М. еврейский погром. Было убито и изнасиловано неск. чел., имущество евреев уничтожено и разграблено. В 1905–06 в М. действовали 2 талмуд-торы, 100 хедеров (800 уч-ся).В 1909 казенным раввином был Соломон Яковлевич Каган, в 1911 – Яков Хаимович Каган. Духовным раввином М. был Абрам-Янкель Залманович Капланский.В 1901 в М. был организован кружок Бунда. В 1903 местный к-т Бунда имел нелег. типографию. В нояб. 1904 члены Могилевского к-та Бунда были приговорены к тюремному заключению за распространение рев. лит-ры. В 1906 в М. действовала боевая орг-ция Бунда (ок. 50 чел.; на вооружении 9 браунингов, 28 смит-вессонов, 8 др. револьверов, 14 бомб). После рев-ции 1905–07 к-т распался, однако к осени 1910 бундовская орг-ция М. была восстановлена. В 1913 Бунд провел политич. забастовки в связи с нач. суда над М.М.Бейлисом.В 1911 в М. имелось 45 хедеров, б-ка Об-ва любителей древнееврейского яз. «Иврия», лит.-муз.-драм. кружок, об-во пособия бедным евреям, содержавшее 22 богадельни, об-во вспомоществования бедным роженицам иудейского вероисповедания, еврейская дешевая столовая, 2 еврейских кладбища.С мая 1917 пред. гор. Совета был чл. партии эсеров-максималистов Михаил Борисович Гольман (1894–1937); после окт. 1917 – левый эсер, пред. Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Могилевской губ.18 нояб. 1917 был создан Могилевский ВРК (зам. пред. – большевик Фейербенд, секр. – С.Л.Гоникман). Среди активных участников борьбы за установление сов. власти в М. – Л.М.Каганович. В нояб. 1917 комиссаром Ставки Верх. Главнокомандования в М. был Э.М. Склянский. В 1917 в М. прошла губернская конф. Бунда; вышло неск. номеров газ. «Еврейское слово», органа сионистской орг-ции М. В 1917 в М. действовало ок. 50 синагог.12 марта 1918 М. был оккупирован польск. легионерами корпуса ген. Довбор-Мусницкого, 26 мая – герм. войсками. Солдаты польск. частей учинили еврейский погром.В 1920–30-х гг. еврейская община М. пришла в упадок. Были закрыты все хедеры и большинство синагог, ликвидированы сионистские орг-ции. В нач. 1920-х гг. в М. при помощи Джойнта было открыто 3 еврейских дет. дома, работало 8 еврейских дет. садов, 6 школ 1-й ступени. В 1922 членами Евсекции были Любинский, Вайнберг, Липник, Дискант. Действовало отд-ние «Ге-Халуц» (10 чел.). В 1922 работала еврейская б-ка им. Переца. В 1928 в М. было 100 нуждающихся учеников иешив. В 1910–32 раввином в М. был Шлойме Головенчиц (1869, Городок – 1938, Иерусалим). В 1920 – 30-х гг. в М. работали гос. школы с преподаванием большинства предметов на идише, к кон. 1930-х гг. их кол-во резко сократилось. В 1930-х гг. в М. действовал еврейский с.-х. техникум. В 1939 в М. имелась подпольная иешива, был закрыт еврейский дет. дом.В 1930 – 40-х гг. значит. часть евреев была занята в кооперативной кустарной пром-сти. Немало евреев занимали руководящие посты на сов., парт., хоз. и комс. работе. В 1938–39 1-м секр. Могилевского обкома (и одновр. горкома) партии был М.Я.Репинский, секр. обкома партии – Яков Горелик, горкома – И.Л.Хавкин, секр. горкома комсомола – Я.Н.Сагал, нач. политич. отдела обл. упр-ния милиции – З.З.Клугман, зав. горздравотделом – Н.Ю.Шполянский.В разработке плана реконструкции М. приняли участие ведущие архитекторы города – Авель Пинхусович Брегман, Наум Ефимович Трахтенберг, Иосиф Григорьевич Лангбард (по его проекту в 1938–40 в М. сооружен Дом Советов).К июню 1941 численность еврейского населения М. выросла за счет беженцев из Польши.В обороне М. от наступавших частей герм. армии (3–26 июля 1941) активное участие принимали евреи города. 25-м мех. корпусом 21-й армии командовал С.М.Кривошеин. Первому из воинов 13-й армии (и третьему из артиллеристов всей РККА) звание Героя Сов. Союза было присвоено (посм.) Б.Л.Хигрину. Отличились артиллеристы 53-й стрелковой дивизии под ком. Г.Д.Пласкова.Чл. гор. штаба нар. ополчения были Н.Ю. Шполянский, секр. горсовета А.И.Зильберман, Я.Н.Сагал, А.А.Эстеркин и др. Большую роль в обороне М. сыграли Г.Б.Эйдинов, секр. горкома партии И.Л.Хавкин. Тяжелораненый секр. райкома партии Ш.И.Егудин подорвал себя гранатой, уничтожив неск. солдат противника.26 июля 1941 М. оккупировали войска вермахта. Летом 1941 часть евреев успела эвакуироваться в вост. р-ны СССР. В кон. июля 1941 в М. была расстреляна группа евреев, в нач. авг. 1941 – 80 евреев. В кон. авг. 1941 еще 25 евреев были расстреляны как «поджигатели». Во 2-й пол. сент. 1941 в М. в ходе двух «акций» уничтожению подверглось 632 еврея. В кон. сент. 1941 при создании гетто было расстреляно еще 113 евреев «за саботаж переселения». В окт. 1941 в гетто были проведены две «акции»: 2–3 окт. 1941 расстреляно 2273 еврея и 19 окт. 1941 – 3726 евреев. 23 окт. 1941 во время пребывания в городе Г.Гиммлера было расстреляно еще 279 евреев. В кон. окт. – нач. нояб. 1941 было проведено еще 4 «акции». В ходе первой расстреляно 160 евреев из рабочего лагеря, в ходе второй – 127 евреев за пребывание за чертой гетто, в ходе третьей – 196 евреев и коммунистов из лагеря военнопленных и в ходе четвертой – 80 евреев за отсутствие отличительного знака и пребывание вне гетто. Всего во 2-й пол. 1941 в М. было уничтожено ок. 7,7 тыс. евреев.В кон. 1941 евреи еще оставались в рабочем лагере, к-рый пополнялся евреями из др. нас. пунктов. 26 мая 1942 в лагерь в М. было доставлено 400 евреев из Слонима. В нач. сент. 1943 в лагере находилось 276 евреев. В этом же месяце лагерь был ликвидирован, заключенные вывезены в концлагерь Майданек в Польше. Всего в М. в 1941–43 было уничтожено ок. 8,5 тыс. евреев.Партиз. движением в области и подпольной работой в М. руководили Г.Б.Эйдинов, инструкторы ЦК партии Я.Х.Аронов, С.М.Гласов, И.Л.Хавкин. В разведыват. и подпольной работе активно участвовали Юлий Линкус (Лившиц), Яков Шмидт, Н.И.Каганович, Гиндин и др. евреи. Большинство из них погибли.Большую роль в разгроме оккупантов сыграли партизаны: ком. отряда Давид Ильич Федотов (впосл. – ком. Белынической воен.-опер. группы), комиссары Тайчер, Исаак Моисеевич Гершович, Самуил Мулич Ельканович, нач. штабов Илья Борисович Рутман (с 1943 – нач. штаба Быховской воен.-опер. группы), Гилей Аронович Цивин.28 июня 1944 М. был освобожден. В операции по освобождению М. участвовали Герои Сов. Союза М.Ф.Марьяновский, Б.С.Левин, П.В.Гельман.После 1945 часть евреев вернулась в М. В 1946 группа евреев ходатайствовала о передачи им бывш. синагоги (закрытой в 1931), находившейся на ул. К.Либкнехта, 23, в чем им было отказано. Действовало неск. нелег. миньянов (ул. Езернского, 29 и др.). Иосиф Григорьевич Грослайд занимался в 1940–50-х гг. выпечкой мацы. В 1970 – 80-х гг. миньян в М. собирался (до 1989) в полуразрушенном доме на ул. Дубровинки. Две нелег. синагоги находились в частных домах (ул. К.Либкнехта, 21 и ул. Стасова, 9). Имелся шохет.5 сент.1990 в М. зарегистрировано Об-во еврейской культуры (пред. – Наум Иоффе). Действуют св. 20 еврейских орг-ций и общин: гор. орг-ция Белорус. союза евреев-ветеранов Вел. Отечественной войны, гор. орг-ция Белорус. Ассоциации евреев – бывш. узников гетто и нацист. концлагерей, центр «Хесэд Борух» (в честь Боруха Цукермана, построившего синагогу), спортклуб «Маккаби», еврейская воскресная школа, община ортодоксального иудаизма, община прогрессивного иудаизма, религ. орг-ция «Эзра», клуб еврейских семей, дети к-рых учатся в Э.-И., еврейское концертно-филармонич. об-во, клуб творч. интеллигенции, молодежный клуб, Об-во инженеров и предпринимателей, клуб еврейской семьи, фонд «Возрождение» и др.В 1996 в М. вышли 3 номера газеты общины «Еврейский акцент» (на рус. яз.).В кон. 1970-х гг. на еврейском кладбище стали хоронить и неевреев. С еврейских могил исчезают гранитные плиты, стираются надгробные надписи.В М. действует синагога, имеется воскресная школа. В 2002 в М. установлен памятник Праведникам народов мира.В М. род.: Р.Агмон, Э.Аккорд, Н.Аксельрод, М.И.Альтшулер, С.И.Баевский. А.-Е.М. Белов, Г.С.Березкин, Э.М.Берлин, С.Ю.Бронштейн, А.Я.Быховский, Й.Виткин, М.Д.Вольпин, Н.Д.Вольпин, М.Гакоген, Л.С.Гинзбург, М.И.Горвиц, И.Н.Гранат, Г.Е.Гуревич, Н.И. Гуревич, А.Н.Драбкин, Г.Ф.Друкарев, И.С. Жоров, Е.И.Златин, А.М.Изаксон, М.Кац, Ц.И.Кин, П.С.Кобзаревский, Г.М.Коган, Э.С. Колмановский, М.Б.Колосов, Д.А.Крол, Д.Кубланов, И.Кузьковский, Е.Левенталь, Н.Левенталь, В.И.Левин, Л.Левин, Х.Левин, Р.Я.Левина, М.Левонтин, Г.Лелевич, А.И.Лурье, С.Я. Лурье, Я.И.Мазе, С.Маламуд, И.М.Малкин, Л.И.Мандельштам, С.О.Марголин, Л.Е.Марьясин, А.М.Мезиа, А.Мескин, А.М.Орлов, Перекати-Поле, М.-И.Пинес, Д.Пинский, Л.А. Полугаевский, М.Рабинов, И.М.Рабинович, Б.Раскин, Б.И.Рейнштейн, Я.Я.Рогинский, З.А.Роговин, С.Ю.Семковский, С.З.Сендерей, Н.Сыркин, М.Терман, Р.И.Фраерман, Е.В. Цетлин, Г.Д.Цомык, Л.И.Цукерман, М.Е.Эйтингон, Н.И.Этингон; Григорий Анатольевич Блох (1867–1927, Ницца), адвокат, промышленник, чл. правления Рус. акц. об-ва Николаевского з-да и верфей, Петрогр. Междунар. коммерч. банка, дир.-распорядитель Рус. акц. об-ва «Всеобщая КО электричества», дир. Акц. об-ва Тульских медно-прокатных и патронных з-дов, с 1918 – во Франции; Михаил Борисович Брохес (1909–1996, Москва), пианист-концертмейстер, в 1943–57 выступал с А.Н.Вертинским, засл. арт. РФ (1993); Натан Моисеевич Вфонов (1916–1978), художник, засл. деят. иск-в БССР (1966); Абрам Соломонович Гинзбург (1911–1996, Москва), теплофизик, д-р техн. наук (1952), проф. (1953), создатель метода рециркулярной и изотермич. сушки, автор более 350 науч. работ, в т. ч. 12 моногр., Пр. СМ (1988); Абрам Наумович Залманзон (1892–1983, Москва), психиатр, д-р мед. наук (1935), обл. науч. иссл. – проблемы шизофрении и органич. психозов, один из создателей Ин-та высшей нервной деятельности (1926); Лев Афанасьевич (Аронович) Кроль (1871–1931, Париж), политич. деятель, деп. Учредит. собрания от Партии нар. свободы, в 1917 – организатор Союза Возрождения России, чл. уфимского к-та Учредит. собрания, в 1918 – мин. финансов, зам. пред. Уральского пр-ва, с 1923 – во Франции; Давид Натанович Лев (1905–1969, Самарканд), историк, исследователь палеолита на терр. Ср. Азии; Вольф Соломонович Мерлин (1898–1982, Пермь), психолог, д-р психологич. наук (1950), проф., в 1954–79 – зав. кафедрой психологии Пермского пед. ин-та, возглавлял Уральское отд-ние Об-ва психологов СССР; Ефим Львович Минкин (р. 1922), кавалер орд. Славы 3-х степеней, д-р техн. наук, проф.; Абрам Григорьевич Найштат (1892–1939, Москва), дир. Дальневост. ин-та бактериологии, репрессирован; Анатолий Александрович Прихожан (1910–1979), воен. строитель, ген.-майор (1960); Яков Борисович Рабинович (1897–1964), адвокат, д-р философии, один из рук. еврейского движения Сопротивления во Франции, участвовал в работе Нюрнбергского процесса в качестве эксперта по междунар. праву; Александр Моисеевич Розин (1881–1942, Куйбышев), геолог, ч.-к. АН БССР (1940), в 1909–37 занимался разведкой полезных ископаемых на терр. Белоруссии, Ст. пр. (1952); Алексей Фролович Филипов (1870–1950-е гг., Ленинград), основатель газ. «Русское слово», владелец журн. «Русское обозрение» (Москва), издатель газ. «Деньги», с 1918 – секретный сотрудник при През. ВЧК; Павел Васильевич Шейн (1826–1900, Рига), этнограф, собиратель рус. и белорус. фольклора; Арон-Шауль Шор (1864–1945, Иерусалим), художник, с 1913 – в Э.-И., создал отд. миниатюры в Бецалеле, возглавлял Бецалель в 1917–18; Элиягу-Зеев Эберлин (1875–?), публицист, д-р юриспруденции, в 1903 основал первую сионистскую орг-цию в Париже, в 1920–40-х гг. публиковался в еврейских периодич. изд. на рус., франц. яз., идише, иврите.Э.Г.Иоффе