БЕЛОГОРСК

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску

БЕЛОГОРСК (до 1945 — Карасубазар), город (с 1926), районный центр в Автономной Республике Крым (Украина). С 1783 — в составе Рос. империи, в 1784—97 — в Таврической обл., в 1797—1802 — в Новороссийской губ., с 1802 — в Симферопольском у. Таврической губ. В 1921—45 — в Крымской АССР, в 1945—54 — в Крымской обл. РСФСР, в 1954—91 — УССР.В 1847 в Б. проживало 1969 евреев, в 1857 — 1954, в 1867 — 2064 еврея и 49 караимов, в 1889 — 2678 евреев и 69 караимов, в 1897 — 3097 евреев (в т. ч. 1912 крымчаков) и 47 караимов (24,2%), в 1910 — 4677 евреев (27,3%), в 1912 — 2487 крымчаков, в 1914 — 4680 евреев и 96 караимов, в 1926 — 1232 еврея (в т. ч. 1042 крымчака) (16,1%), в 1939 — 429 евреев, в 1948 — 10 крымчаков.Первые упом. о евреях Б. относятся к 15 в. В 16 в., когда Бахчисарай стал столицей Крымского ханства, мн. евреи переселились в Б., расположенный недалеко от новой столицы. С этого времени Б. — осн. место концентрации евреев-крымчаков. В 1546 в Б. существовала спец. касса для выкупа пленных евреев. С 17 в. осн. занятие евреев Б. — выделка кож. В 1720, во время голода, поразившего весь Крым, община Б. продала предметы культа для оказания помощи всем нуждающимся, вне зависимости от вероисповедания. В 1-й четв. 18 в. раввином Б. был Давид Ляхно (?—1735), автор неск. религ. книг и ряда соч. по истории Крыма и крымчаков.В сер. 19 в. осн. занятия евреев Б. — шорничество, пошив обуви и головных уборов, изготовление ваты. Развивалась мелкая торговля, неск. купцов торговали на ярмарках в разл. городах Новороссии. До появления ашкеназийских евреев действовали 3 синагоги, в к-рых находилось ок. 200 свитков Торы. Существовала развитая система социальных общинных служб. Раввином в 1866—99 был Х.-Х.Медини, усиливший влияние сефардских обычаев на крымчаков.После окончания Крымской войны 1853—56 в Б. появились первые ашкеназийские евреи — отставные солдаты. В 1880-х гг. ашкеназийские евреи построили в Б. свою синагогу. После отъезда Медини возник конфликт между ашкеназами и крымчаками по поводу приглашения нового раввина в Б. В 1903 крымчаки открыли талмуд-тору с преподаванием математики и рус. яз. В нач. 20 в. в Б. — 5 синагог (в т. ч. 2 ашкеназийские), 2 талмуд-торы, частное уч-ще, еврейская школа с преподаванием на рус. яз., дир. к-рой в 1910—21 был И.С.Кая, об-во пособия бедным крымчакам. В 1901—02 в Б. была предпринята попытка издания газ. «Газетхаберперн» на яз. крымчаков.В нач. 1900-х гг. в Б. действовали сионистские кружки, отдельно среди ашкеназов и крымчаков. Работала еврейская б-ка. В 1910-х гг. духовной жизнью караимов руководил симферопольский газан Борис (Берахья-Эзриэль) Саадьевич Ельяшевич (1881, Поневеж — 1971).В 1900-х гг. гор. головой Б. был караим Илья Борисович (Берахович) Шишман (1870—1938), в 1911 первым в Б. удостоенный звания «Почетный гражданин Карасубазара». В 1908 гор. головой был избран караим Иммануил Бабакаевич Бабович (1861—1908), в 1911—21 — его сын Бабакай (Нахаму) (1886—1921).В 1912 в Б. действовало еврейское ссудо- сберегат. т-во, в 1920 — спорт. клуб «Маккаби». В 1921 была закрыта талмуд-тора. В 1920-х гг. Агроджойнт проводил кампанию по переселению крымчаков Б. в с.-х. колонии. В 1928 в Б. при поддержке КОМЗЕТа была организована группа из 30 семей крымчаков для переселения в созд. колонии. В 1930 крымчакская школа перешла с русскоязычной на двуязычную систему обучения. В сер. 1930-х гг. был закрыт крымчакский клуб. После окончания периода нэпа значит. часть крымчаков переселилась в Симферополь. Посл. синагога в Б. и крымчакская школа были закрыты в кон. 1930-х гг.Расстрелы евреев Б. во время герм. оккупации производились с 16 нояб. по 15 дек. 1941. 18 янв. 1942 ок. 2 тыс. крымчаков Б. было убито в газовых камерах спецавтомобилей. Всего в Белогорском р-не было уничтожено ок. 2600 евреев.В Б. сохранилось еврейское кладбище 15 в.В Б. род. Е.И.Пейсах.