ГЕРШЕНЗОН Михаил

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску

ГЕРШЕНЗОН Михаил (Мейлах) Осипович (1869, Кишинев – 1925, Москва), историк, литературовед, публицист. Во 2-й пол. 1880-х гг. слушал лекции по истории и философии в Берлине. В 1894 окончил ист.-филолог. ф-т Моск. ун-та и начал сотрудничать в газ. «Русские ведомости» и ж. «Рус. мысль», занимался пер. С кон. 1890-х разрабатывал семейные архивы ряда видных моск. дворянских родов, иссл. историю движения декабристов, наследие А.И.Герцена, Н.П.Огарева, западников и славянофилов 1830—40-х гг. Воспринимая обществ. движение как сложное единство отд. устремлений и идей, Г. полагал, что сущность этого движения воплощается в личностях его деятелей, поэтому гл. целью своих иссл. ставил выявление типичных взглядов. С 1904 Г. – ред. лит. отд. ж. «Науч. слово», затем зав. лит. отд. ж. «Критич. обозрение», в 1907–08 зав. лит. отделом ж. «Вестник Европы», в 1912–13 сотр. газ. «Рус. молва» и «Биржевые ведомости». В 1909 – инициатор изд. сб. «Вехи», автор предисл. и ст. «Творч. самосознание», в к-рой упрекал рус. левую интеллигенцию в бедности ее духовно-мировоззренч. потенциала. Ст. и весь сб. вызвали ожесточенную полемику в рус. периодике всех направлений, а также длительное замалчивание имени Г. при сов. власти. С нач. 1910-х гг. Г. занимался выявлением и публикацией лит.-ист. материалов, издал сб-ки «Рус. пропилеи» (т.1—4, 6, 1915—19) и «Новые пропилеи» (т.1, 1923). В сотрудничестве с Моск. религ.-филос. об-вом Г. издал собр. соч. И.В.Киреевского (т.1–2, 1911) и П.Я.Чаадаева (т.1–2, 1913–14), участвовал в разработке сер. «Памятники мир. лит-ры» (с 1911). После Февр. рев-ции 1917 Г. – один из организаторов и пред. Всерос. союза писателей. В 1920–21 чл. бюро Лит. отд. Наркомпроса, с 1920 чл. коллегии 4-й секции Главархива, с 1921 зав. лит. секцией Гос. академии худ. культуры (с 1923 чл. ее правлениея).Последние годы жизни Г. были во мн. поев, культурфилософ. иссл. и прежде всего размышлениям о месте человеч. творчества в тео-космо-историч. процессе. Согласно его концепции, высшие творческие проявления согревают человеческий дух, приобщают человека к взрывной тео-космической динамике; вдохновляемое Б-гом человеческое творчество возвращает мертвеющий и самораспадающийся мир в огненный процесс Б-жественной жизни.Для позднего Г. характерны попытки дать культурфилософскую интерпретацию трагических путей собств. эпохи. По его мнению, духовная и социальная ситуация 20 в. придает сфере гуманитар. и худ. творчества особую значимость. Разложение традиц. культур и натиск позитивистски ориентиров, науки и технологии знаменуют собой вступление мира в полосу «духовной бездомности». Но существует противонаправленный процесс: развитие особой внутренней глубины личности.Г. внимательно следил за полемикой вокруг евр. вопроса, долгое время не высказываясь на эту тему в широкой печати. Видимо, под впечатлением «дела Бейлиса» и погромной волны 1914–15 он счел для себя невозможным оставаться в стороне. Появились его выступления в ж. «Евр. мир», в 1914 опубл. ст. о Х.-Н.Бялике, в 1918 – предисл. к сб. рус. пер. новой евр. поэзии на иврите «Евр. антология», в 1922 – эссе о проблемах иудаизма «Ключ веры». В работе «Судьбы евр. народа» (1922) противопоставил сионизму идею универсализма евр. духа.