КЛАЙПЕДА

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску

КЛАЙПЕДА (до 1923 и в 1939–45 – Мемель), город, центр уезда (Литовская Республика). Осн. в 1252. С 1525 – в составе Пруссии, в 1618–1701 – в составе Бранденбурга, с 1701 – в составе Прусского королевства, с 1871 – в составе Герм. империи. В 1920–23 – под упр. гос-в Антанты. С 1923 – в составе Литовской Республики, с 1939 – Германии, в 1945–91 – ЛитССР.В 1818 в К. проживало 35 евреев, в 1855 – 289, 1867 – 887, в 1875 – 1040, в 1885 – 903, в 1910 – 2008 (24,4%), в 1928 – 4500, в 1938 – ок. 6000 (ок. 12,5%), в 1939 – ок. 9000 (ок. 17%), в 1970 – ок. 1000 евреев.Первое упом. о евреях К. относится к 15 в., последующее – к 1567 в связи с изгнанием евреев из города. В 1664 по особому разрешению курфюрста Бранденбургского в К. жил кр. торговец голландский еврей Моше Якобсон де Йонге, к-рому было дозволено иметь свою синагогу, содержать для себя шохета, кантора и меламеда; однако вскоре он был вынужден покинуть К. До 1812 (год, когда евреям разрешили жить в К.) евреи имели право находиться в городе только во время ярмарок, где торговали в осн. мехами, а также книгами на иврите. Среди первых поселенцев были семьи Бера Когана и Йосефа Валда.В 1847 в К. была построена первая, т. н. польская синагога. В 1860 в К. поселился И.Салантер, к-рый основал в городе синагогу для «литовских» евреев. В том же году Ицхоком Рюльфом (1831–1902) была построена синагога для «немецких» евреев. Община К. возникла в 1862, тогда же была учреждена хевра кадиша. В 1865–98 раввином в К. был И.Рюльф, основавший еврейские школу (1879) и больницу; он же являлся основателем (1872) и издателем еврейской ежедн. газ. «Мемелер дампфбот». В 1881–82 еврейское население К. помогло тысячам евреев, бежавшим из России от погромов. В 1886 в ответ на высылку из Ковны (совр. Каунас) подданных Герм. империи из К. были высланы все подданные Рос. империи, в т. ч. евреи. В К. осталось ок. 100 еврейских семей (в осн. евреи-купцы из Литвы). В кон. 19 – нач. 20 в. раввинами в К. были Эммануэль Карлебах, с 1906 – Исаак Штейн (1879–1915). В К. действовали 6 благотворит. об-в и Об-во еврейской истории и лит-ры.Осн. сферой экономич. деятельности евреев К. в 19 – нач. 20 в. являлась торговля. В 1914 после нач. 1-й мир. войны был издан указ об изгнании всех рус. евреев из К. Благодаря усилиям Мин-ва торговли и губернатора большинство «иностранных» евреев избежали выселения. После поражения Германии в 1-й мир. войне франц. губернатор для решения проблем еврейской общины учредил в К. «Совет четырех», в к-рый вошли два еврея (Мориц Альтшуль и Леон Ростовский), один немец и франц. чиновник (пред.). Раввинами в К. были Лазарус, Мордхе-Ицхок Рабинович (?–1920).В 1927 в К. были образованы орг-ция «Бейт ге-Халуц» и Еврейский культурный союз. Работали спорт. орг-ции «Бар-Кохба» (пред. – Герман Якобсон) и «Маккаби». В 1920–30-х гг. в К. действовали отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций, в т. ч. «Га-Шомер га-Цаир», Бейтара, Мизрахи, социал-сионистов. Работало Об-во говорящих на иврите (осн. Арье Шейнхойзом); при об-ве существовал дет. сад с преподаванием на иврите. Функционировал центр по подготовке евреев к физич. труду в Э.-И. В 1927 была открыта талмуд-тора, в 1936 – светская еврейская школа. «Немецкие» и «польско-литовские» евреи имели своих раввинов. В 1920–30-х гг. раввинами были Д.П.Шалзингер, Элиэзер-Иегуда Рабинович – последний раввин в К. В кон. 1930-х гг. осн. часть евреев К. занималась торговлей лесом, льном и др. продукцией. В нач. 1939 евреи К. владели 330 ф-ками, в т. ч. по произ-ву пива, табака, шоколада, текстиля, мыла, специй, пр-тиями по добыче и обработке янтаря, деревообработке. Работали Еврейский нар. банк (пред. – М.Ландау) и частные еврейские банки.С кон. 1930-х гг. в К. постоянный характер носили антисемитские акции. К весне 1939 К. покинуло неск. тысяч евреев.22 марта 1939 К. была оккупирована частями вермахта. Евреи К. были уничтожены в период Катастрофы.В кон. 1980-х гг. в К. была создана еврейская община. Сохранилось старое еврейское кладбище, к-рое является памятником архитектуры; захоронения производятся на терр. гор. кладбища, где есть еврейский участок. С сер. 1990-х гг. ежегодно, в день рождения А.Гитлера, на стене здания еврейской общины появляется антисемитская надпись.В К. род.: Г.Я.Гродберг, М.Рольникайте; Исай-Меир Шапиро (1828–1887, Чортков), публицист, обществ. деятель, представитель движения Гаскалы в Галиции.