ОЛЬКУШ

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

ОЛЬКУШ, город (с 1289) в Свентокшиском воеводстве (Республика Польша). Изв. с 13 в. В 16–18 вв. – местечко Краковского воеводства в составе Речи Посполитой. В 1795–1809 – в составе Австрии, в 1809–15 – Вел. герцогства Варшавского. С 1815 – в составе Рос. империи, с 1867 – уездный город Келецкой губ.В 1765 в О. проживал 161 еврей, в 1827 – 26 (2%), в 1857 – 750 (55%), в 1897 – 1840 (53%), в 1921 – 2700 (46%), к нач. 1939 – ок. 2000 евреев.Евреи жили в О. с 14 в., брали в аренду местные рудники, занимались торговлей серебром; первыми промышленниками города были евреи. В 1374 евреям было запрещено проживать в О. Несмотря на запрет, в 16–18 вв. в О. существовала еврейская община. В 1693 король Август III своим указом подтвердил существовавший запрет на жительство евреев в О. В 1769 король Станислав-Август Понятовский издал аналогич. указ, мотивируя его тем, что евреи наносят ущерб местному населению, «спаивают народ» (евреям принадлежали в О. большинство трактиров, пивоварен, винокурен). Властям О. было предписано выселить из города всех евреев, а также наказывать тех местных жителей, к-рые поддерживали с евреями дружеские отношения или покупали у них товары. Во времена австрийского правления евреи были выселены из О. Запрет евреям селиться в О. был отменен в 1862.Раввинами в О. были: с 1664 – Иегуда бен Нисон, затем – Габриэль-Исроэль Эшкелс, Мойше Каценеленбоген; с 1730 – Исроэль-Шлойме Маргалиот, Иегошуа Сегал-Ланда; в сер. 19 в. – Мойше-Ихиэль Сташунский, в кон. 19 в. – Мойше-Иегуда Зайонц.В кон. 19 в. в О. была построена синагога и заложено еврейское кладбище. Большинство детей училось в талмуд-торе; была создана сионистская орг-ция, открыта еврейская б-ка с читальным залом. Осн. сферы экономич. деятельности евреев О. – торговля (в т. ч. зерном, яйцами, скотом), ремесла (преобладало портняжное и скорняжное дело), аренда рудников. В О. жили представители крупнейших еврейских торг. домов Кракова и др. городов Польши.С нач. 20 в. до сер. 1930-х гг. раввином О. был Менахем-Мендл Розенштрох. О. становится одним из центров хасидизма в Польше, когда в 1916 хасидский двор там основал Иегошуа-Гешл Горвиц-Штернфельд (1857–1943).С нач. 1-й мир. войны большинство евреев О. бежало в Краков и возвратилось в О. в 1915.В 1918 в О. была предпринята попытка «кровавого навета», однако «убитый» евреями христианский мальчик был вскоре обнаружен живым в подвале дома тех поляков, к-рые пытались спровоцировать навет.После 1-й мир. войны при содействии Джойнта в О. была открыта еврейская лечебница, в 1921 создан К-т помощи жертвам войны. В 1920-х гг. открылось св. 30 пр-тий (в т. ч. з-ды: мыловаренный, спиртоводочный, по изготовлению эмалированной посуды); большинство из них принадлежало евреям. Осн. источниками доходов еврейского населения оставались торговля и ремесла. В 1925 открылось отд-ние Еврейского кооперативного банка, в 1929 – школа сети «Тарбут», в 1931 – объединенная касса взаимного кредита для торговцев и ремесленников. В 1920–30-х гг. действовали отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций.В сент. 1939 О. оккупировали части вермахта. Тогда же был создан юденрат. В марте 1940 приток беженцев увеличил численность еврейского населения О. до 3 тыс. чел. В сент. 1941 в О. было создано гетто. 13–15 июня 1942 евреи из гетто были отправлены в Освенцим.После Катастрофы в живых осталось ок. 150 евреев О. Неск. десятков из них вернулись в город, однако после убийства местными поляками молодой еврейки они покинули О.В О. род. Исаак Самуилович Менка (1901–1938), зав. кафедрой Дальневост. гос. ун-та, в 1936–37 его дир., репрессирован.